Становление Украины как независимого, суверенного государства обусловило необходимость создания собственной национальной денежной системы.
«Национальная денежная система Украины складывалась постепенно: по характеру регулирования она является переходной от бумажно-денежной, которая была в чистом виде на протяжении 1991-1993гг., к системе кредитного оборота, от нерыночной к рыночной, от закрытой к открытой.» [7] За 20 лет, прошедшие с момента провозглашения независимости Украины, достигнуты заметные успехи.
Организационно-правовые основы создания денежной системы Украины были заложены в Законе Украины «Про банки і банківську діяльність» от 20 марта 1991 года. Этот закон давал монопольное право Национальному банку Украины обеспечивать эмиссию денег на территории Украины и организовать их оборот, обеспечивать стабильность денег, проводить денежно-кредитную политику.
Но, к сожалению, с принятием этого закона собственная денежная система Украины не стала функционировать. Т.к. до конца 1991 года Украина входила в состав СССР, а потому не имела собственного эмиссионного центра, возможностей влиять на постоянство денег, на передвижение денежных ресурсов через границу страны, использовала деньги, которые эмитировались союзным Госбанком.
«Именно поэтому первым практическим шагом по созданию собственной денежной системы стал выход Украины из состава СССР, когда 10 января 1992 были введены украинские купонно-рубли многоразового пользования, как дополнения к рублевой массе.
Т.е. денежная реформа в Украине началась в 1993 году, а закончилась лишь в 1996, когда в сентябре в оборот была введена гривна. Таким образом, реформа длилась почти 5 лет.» [7]
Так как этот период характеризовался:
· либерализацией цен
· переливом финансовых активов из государственного сектора в частный
· сохранением монопольного государственного сектора с монопольным ценообразованием и льготным кредитованием отраслей и производств;
· фактическим подчинением Национального банка правительству
прямым кредитованием бюджетного дефицита.
То это приводит к обострению противоречий экономического развития в результате потери государством реальных инструментов осуществления эффективной экономической политики, бесконтрольного роста денежной массы, гиперинфляции.
В конце 90х годов ХХ века проведение жесткой денежно-кредитной политики, активных антиинфляционных мероприятий, а также осуществление денежной реформы в 1996 году позволили преодолеть бюджетный дефицит и повысить платежеспособность хозяйствующих субъектов.
Результатом проведенной политики стали рост реального ВВП, сокращение инфляции, а также стабилизация курса гривны.
«В современных условиях замедления динамики экономического роста и усиления инфляционных тенденций денежно-кредитная политика направлена на:
o торможение процесса роста цен;
o стимулирование кредитной поддержки дальнейшего экономического развития;
o расширение денежного предложения;
o снижение средневзвешенной ставки по кредитам и депозитам.» [12]
В результате замедлились темпы инфляции, выросли денежные потоки в банковской системе, увеличились депозиты физических лиц, сохранились высокие темпы роста долгосрочных кредитов. Вместе с тем темпы прироста объемов кредитования физических лиц значительно опережают темпы расширения кредитов, предоставляемых хозяйствующим субъектам, что стало реакцией банков на повышение платежеспособности населения (за счет повышения заработных плат и пенсий), а также усиление рисков кредитования юридических лиц.
«Политическая нестабильность в стране, а также углубление макроэкономических дисбалансов( темпы роста цен не соответствуют темпам роста доходов населения), обусловили существенное повышение оптовых цен (индекс цен производителя промышленной продукции в 2009 г. составил 123,3 %, а в I квартале 2010 г. — 112,4 %) и, соответственно, рост потребительских цен. Это побудило НБУ с 2008 г. проводить ограничительную денежно-кредитную политику, направленную на сбалансирование спроса и предложения денег и упреждение развития инфляционных процессов». [16] С этой целью НБУ осуществлял:
· ограничение темпов роста денежной базы;
· обеспечение умеренных темпов увеличения денежной массы;