русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Пути совершенствования налоговой политики Украины


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 1248; Нарушение авторских прав


Согласно статье 1 Конституции Украины, Украина является социальным, правовым государством, налоговая система которого должна отвечать уровню финансирования общественных благ и перераспределение ВВП через налоговую и бюджетную систему, которые обеспечивают формирование финансовых ресурсов, необходимых для выполнения конституционно закреплённых функций государства.

Действующая модель налоговой политики Украины требует качественного реформирования. Такое преобразование должно осуществляться целенаправленно, систематично, открыто и постепенно. Это необходимо для решения спектра целевых заданий системного реформирования. К ним, прежде всего, относятся: обеспечение результативности изменений; привлечение к процессу всех субъектов отношений; учёт интересов общества; обеспечение адекватной и прогнозируемой реакции плательщиков налогов на изменения, их адаптация к новым требованиям [54; с. 378].

Реформирование налоговой системы нельзя отождествлять с перманентной корректировкой порядка уплаты отдельных налогов, предоставлением или ликвидацией некоторых налоговых льгот, введением или усилением определенных штрафных санкций, созданием или пересмотром особых режимов налогообложения для отдельных субъектов, объектов или территорий и т.п.

Реформирование отличается: во-первых, постановкой концептуально и практически “весомых” целей, достижение которых можно контролировать по конкретным качественным и количественным параметрам; во-вторых, всеохватывающими, системными, взаимосвязанными изменениями налогового законодательства и масштабностью осуществляемых правительством мероприятий экономической политики; в-третьих, относительной определенностью и контролируемостью сроков, на протяжении которых будут достигнутые конкретные результаты, отвечающие целям и концепции реформирования.

Процесс совершенствования налоговой политики Украины ни в коем случае нельзя растягивать во времени, поскольку между принятием новых налоговых законов и получением конкретных результатов от их внедрения существует достаточно значительный лаг времени, на протяжении которого экономическая ситуация быстро меняется и новое законодательство становится “морально устаревшим”, не отвечающим новым условиям [31; с. 196].



Необходимо расширить полномочия правительства относительно формирования и осуществления налоговой политики, отвечающее программе его действий, которая утверждается Верховной Радой. В конечном итоге, именно правительство несет ответственность за результаты экономической политики. Поэтому объемам ответственности должны отвечать объемы полномочий. Правительство должно иметь возможность активно и оперативно осуществлять налоговое регулирование, исходя как из стратегических целей экономического и социального развития, так и из особенностей текущей социально-экономической ситуации.

Разногласия между принципами автоматической и дискретной фискальной политики всегда существовали и существуют в каждой стране. Украина не является исключением. Но нужно учитывать, что автоматическая фискальная политика может осуществляться тогда, когда налоговое законодательство в целом стабильно, конкурентные механизмы достаточно развиты и обеспечивают координацию хозяйственной деятельности в “автоматическом режиме”. Текущая экономическая ситуация в Украине требует проведения дискретной фискальной политики при активном участии правительства. Принятие Налогового кодекса может обеспечить постепенный переход к периоду “налоговой стабилизации” и частично-автоматической фискальной политики. Это значительно улучшит условия хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности, станет важным фактором ускорения инновационно - инвестиционных процессов [16].

Повышение эффективности налоговой системы означает, что она должна быть способной одновременно выполнять фискальную функцию и функцию стимулирования развития деловой активности.

Создание налоговой системы, адекватной потребностям социально ориентированной экономики, должно предусматривать: во-первых, комплексность, во-вторых, целенаправленное “портфельное” формирование системы налогов, в-третьих, научное определение налогового потенциала, в-четвертых, формирование адекватной правовой основы.

Требование комплексности состоит в том, что налоги должны быть связаны между собою, органически дополнять друг друга, не противоречить системе в целом. Налоги используются как фискальный инструмент, с одной стороны, и как инструмент экономической политики в целом, с другой.

Реформирование налоговой системы в Украине должно базироваться на так называемой портфельной теории, которая широко применяется в современной инвестиционной деятельности. Принимая во внимание основные положения этой теории, можно отметить, что налоговая система должна включать достаточно широкий круг налогов разной направленности. Это необходимо, во-первых, потому, что на протяжении года может иметь место невыполнение плана поступлений доходов в бюджет. Во-вторых, в разных регионах существуют разные экономические условия, которые сказываются на объемах поступлений. Наилучшими для решения этой задачи являются косвенные налоги (специфические и универсальные акцизы), а также налоги на имущество, землю, подоходный налог с граждан. Наличие в системе доходов бюджета нескольких налогов с ярко выраженной фискальной направленностью не свидетельствует о недостатках этой системы, а отображает ее функциональное назначение. Без таких налогов она будет недееспособной. Количество налогов, с помощью которых государство влияет на все аспекты хозяйственной деятельности предприятий, может быть достаточно значительным. Это объясняется тем, что невозможно с помощью одного или нескольких налогов повлиять на все стороны хозяйственной деятельности предприятий. Система источников доходов бюджета должна быть достаточно разветвленной. Ставки этих налогов в соответствии с условиями экономического роста должны рассчитываться, исходя из положения, что общая сумма налогов не может превышать 35-40 % налогового потенциала. Поэтому в процессе анализа налогов необходимо рассматривать налоги на статическую и динамическую составляющую деятельности предприятий и налогов на результаты деятельности.

В рамках концепции реформирования налоговой политики сегодня на первый план фискальной практики выходят задания повышения добровольности, своевременности и полноты уплаты налогов. Реализация данного задания зависит от Государственной налоговой службы Украины, которая должна в новых условиях переосмыслить свою роль и значение как фискального органа, который обеспечивает доходную часть казны государства, а значит, строит фискально-правовые отношения с другой стороной – плательщиками налогов [20; с. 74].

Исследования показывают, что основными принципами реформирования налоговой политики в нынешних условиях должны быть:

1) налоговое стимулирование и активная государственная финансовая поддержка развития предпринимательства, а также содействие накоплению сбережений населением и их трансформации в инвестиции инновационной направленности;

2) налоговое содействие прогрессивным структурным изменениям в институциональных секторах экономики с учетом интеграционных процессов;

3) обеспечение достаточных поступлений в бюджет для финансирования приоритетных государственных социальных программ;

4) стимулирование укрепления позиций отечественного бизнеса в конкурентной борьбе за счет уменьшения доли налогового компонента в затратах, привлечения иностранного капитала, развития интеграционных процессов на межгосударственном уровне;

5) существенное снижение уровня налоговой нагрузки с учетом предельных ставок налогов;

6) пересмотр соотношения действующих налоговых регуляторов. Упорядочение налоговых льгот. Введение понятия “бюджетные затраты” с целью отслеживания последствий любых налоговых стимулов, построения оценки эффективности налоговых преференций. Усовершенствование системы упрощенного налогообложения в направлении применения упрощенного режима лишь для физических лиц, избежание отмывания “грязных” денег, проведение мониторинга налогоплательщиков с целью содействия переходу к общепринятой системе налогообложения согласно установленным параметрам;

7) обеспечение социальной стабильности в обществе, приоритетная поддержка института семьи как социальной и экономической основы общества;

8) усовершенствование системы администрирования налогов, перенесение акцентов на добросовестную оплату налогов плательщиками и одновременно применение более жестких методов принудительного взыскания их с должников, организация и осуществление налогового контроля за соблюдением налогового законодательства, повышение ответственности за неуплату долгов учредителями и участниками предприятий коллективной формы собственности;

9) предотвращение злоупотреблений вследствие использования разночтений гражданского, налогового, валютного, таможенного, внешнеэкономического законодательства;

10) контроль над трансфертным ценообразованием, над аффилированными лицами, создание международной информационной системы налоговых служб с определением аффилированности сторон, входящими или исходящими ценами на товары, изготовленными в связанных торговыми отношениями странах;

11) установление оптимального соотношения между местными и общегосударственными налогами, введение налогов на имущество и коммунальных налогов.

Промедление с созданием в стране эффективной налоговой системы, призванной не только не угнетать национальное производство, но и содействовать максимально полному раскрытию предпринимательского потенциала, превратилось на угрозу национальной экономической безопасности. Возрастает разрыв в уровнях конкурентоспособности между украинскими производителями и предпринимателями стран – экономических партнёров Украины, пропадают потенциальные возможности обеспечения ускоренного экономического роста [48; с. 67].

Особого внимания требуют проблемы научной обоснованности методологических подходов, к решению заданий сбора налогов и налоговых противоречий в целом.

На современном этапе не будет преувеличением утверждать, что такая стратегия в Украине отсутствует. Государство, с одной стороны, в своей политике стремится построить налоговые отношения, которые бы отвечали рыночным трансформациям. С другой – оно сохранило преимущественно фискальные направления налогообложения и пытается сохранить за собой функцию вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования. В итоге, общая стратегия реформирования заменена набором отдельных мероприятий, не связанных в целостную систему [38; с. 106].

Выводы по 2 разделу:

Действующая налоговая система Украины не достаточно эффективна, она не обеспечивает на должном уровне становления конкурентной среды и экономического роста.

К основным недостаткам налоговой политики Украины относятся:

- нестабильность налогового законодательства, многочисленные перманентные изменения и дополнения к существующим законам и другим нормативно-правовым актам в сфере налогообложения;

- разногласие между многими законами и подзаконными актами, регулирующими налоговые отношения;

- наличие в законах, непосредственно не относящихся к сфере налогообложения, “особых” норм, касающихся налоговых льгот и т.п.;

- неурегулированность правовых гарантий для участников налоговых отношений, отсутствие прозрачных и эффективных механизмов защиты прав налогоплательщиков;

- сложность и несовершенство процедурной “подсистемы” администрирования многих налогов и неналоговых платежей, о чем свидетельствует практика взыскания и возмещение НДС.

Указанные недостатки и наличие системных просчётов в процессе администрирования налогов повлекли за собой возникновение таких проблем, как пренебрежительное отношение плательщиков налогов к конституционному обязательству по поводу уплаты налогов; низкий уровень налоговой культуры; широкое применение схем минимизации налоговых обязательств и уклонение от уплаты налогов; значительная бюджетная задолженность по возмещению налога на добавленную стоимость; наличие огромного числа налоговых преференций, нарушающих нейтральность налоговой системы.

Эффективному внедрению механизма реформирования налоговой политики Украины будут содействовать следующие факторы:

- социальная и политическая стабильность в стране;

- прозрачность экономических отношений;

- эффективное использование средств госбюджета;

- снижение уровня коррупции;

- согласование бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики;

- становление Украины как правового государства;

- наличие достаточных условий для активизации инвестиционных процессов.

Проблема формирования эффективной налоговой политики - одна из наиболее важных в период становления в Украине рыночных отношений и интегрирования украинской экономики в международный рынок. Её решение должно осуществляться путём изучения, анализа и творческого осмысления как имеющейся в Украине законодательной базы, так и приобретённого в мире опыта в сфере налогообложения, в направлении введения такой налоговой политики, которая бы гарантировала, или хотя бы не тормозила развитие экономики [40; с. 42].

 

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблемы правовой базы налоговой политики Украины | ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.