Согласно статье 1 Конституции Украины, Украина является социальным, правовым государством, налоговая система которого должна отвечать уровню финансирования общественных благ и перераспределение ВВП через налоговую и бюджетную систему, которые обеспечивают формирование финансовых ресурсов, необходимых для выполнения конституционно закреплённых функций государства.
Действующая модель налоговой политики Украины требует качественного реформирования. Такое преобразование должно осуществляться целенаправленно, систематично, открыто и постепенно. Это необходимо для решения спектра целевых заданий системного реформирования. К ним, прежде всего, относятся: обеспечение результативности изменений; привлечение к процессу всех субъектов отношений; учёт интересов общества; обеспечение адекватной и прогнозируемой реакции плательщиков налогов на изменения, их адаптация к новым требованиям [54; с. 378].
Реформирование налоговой системы нельзя отождествлять с перманентной корректировкой порядка уплаты отдельных налогов, предоставлением или ликвидацией некоторых налоговых льгот, введением или усилением определенных штрафных санкций, созданием или пересмотром особых режимов налогообложения для отдельных субъектов, объектов или территорий и т.п.
Реформирование отличается: во-первых, постановкой концептуально и практически “весомых” целей, достижение которых можно контролировать по конкретным качественным и количественным параметрам; во-вторых, всеохватывающими, системными, взаимосвязанными изменениями налогового законодательства и масштабностью осуществляемых правительством мероприятий экономической политики; в-третьих, относительной определенностью и контролируемостью сроков, на протяжении которых будут достигнутые конкретные результаты, отвечающие целям и концепции реформирования.
Процесс совершенствования налоговой политики Украины ни в коем случае нельзя растягивать во времени, поскольку между принятием новых налоговых законов и получением конкретных результатов от их внедрения существует достаточно значительный лаг времени, на протяжении которого экономическая ситуация быстро меняется и новое законодательство становится “морально устаревшим”, не отвечающим новым условиям [31; с. 196].
Необходимо расширить полномочия правительства относительно формирования и осуществления налоговой политики, отвечающее программе его действий, которая утверждается Верховной Радой. В конечном итоге, именно правительство несет ответственность за результаты экономической политики. Поэтому объемам ответственности должны отвечать объемы полномочий. Правительство должно иметь возможность активно и оперативно осуществлять налоговое регулирование, исходя как из стратегических целей экономического и социального развития, так и из особенностей текущей социально-экономической ситуации.
Разногласия между принципами автоматической и дискретной фискальной политики всегда существовали и существуют в каждой стране. Украина не является исключением. Но нужно учитывать, что автоматическая фискальная политика может осуществляться тогда, когда налоговое законодательство в целом стабильно, конкурентные механизмы достаточно развиты и обеспечивают координацию хозяйственной деятельности в “автоматическом режиме”. Текущая экономическая ситуация в Украине требует проведения дискретной фискальной политики при активном участии правительства. Принятие Налогового кодекса может обеспечить постепенный переход к периоду “налоговой стабилизации” и частично-автоматической фискальной политики. Это значительно улучшит условия хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности, станет важным фактором ускорения инновационно - инвестиционных процессов [16].
Повышение эффективности налоговой системы означает, что она должна быть способной одновременно выполнять фискальную функцию и функцию стимулирования развития деловой активности.
Создание налоговой системы, адекватной потребностям социально ориентированной экономики, должно предусматривать: во-первых, комплексность, во-вторых, целенаправленное “портфельное” формирование системы налогов, в-третьих, научное определение налогового потенциала, в-четвертых, формирование адекватной правовой основы.
Требование комплексности состоит в том, что налоги должны быть связаны между собою, органически дополнять друг друга, не противоречить системе в целом. Налоги используются как фискальный инструмент, с одной стороны, и как инструмент экономической политики в целом, с другой.
Реформирование налоговой системы в Украине должно базироваться на так называемой портфельной теории, которая широко применяется в современной инвестиционной деятельности. Принимая во внимание основные положения этой теории, можно отметить, что налоговая система должна включать достаточно широкий круг налогов разной направленности. Это необходимо, во-первых, потому, что на протяжении года может иметь место невыполнение плана поступлений доходов в бюджет. Во-вторых, в разных регионах существуют разные экономические условия, которые сказываются на объемах поступлений. Наилучшими для решения этой задачи являются косвенные налоги (специфические и универсальные акцизы), а также налоги на имущество, землю, подоходный налог с граждан. Наличие в системе доходов бюджета нескольких налогов с ярко выраженной фискальной направленностью не свидетельствует о недостатках этой системы, а отображает ее функциональное назначение. Без таких налогов она будет недееспособной. Количество налогов, с помощью которых государство влияет на все аспекты хозяйственной деятельности предприятий, может быть достаточно значительным. Это объясняется тем, что невозможно с помощью одного или нескольких налогов повлиять на все стороны хозяйственной деятельности предприятий. Система источников доходов бюджета должна быть достаточно разветвленной. Ставки этих налогов в соответствии с условиями экономического роста должны рассчитываться, исходя из положения, что общая сумма налогов не может превышать 35-40 % налогового потенциала. Поэтому в процессе анализа налогов необходимо рассматривать налоги на статическую и динамическую составляющую деятельности предприятий и налогов на результаты деятельности.
В рамках концепции реформирования налоговой политики сегодня на первый план фискальной практики выходят задания повышения добровольности, своевременности и полноты уплаты налогов. Реализация данного задания зависит от Государственной налоговой службы Украины, которая должна в новых условиях переосмыслить свою роль и значение как фискального органа, который обеспечивает доходную часть казны государства, а значит, строит фискально-правовые отношения с другой стороной – плательщиками налогов [20; с. 74].
Исследования показывают, что основными принципами реформирования налоговой политики в нынешних условиях должны быть:
1) налоговое стимулирование и активная государственная финансовая поддержка развития предпринимательства, а также содействие накоплению сбережений населением и их трансформации в инвестиции инновационной направленности;
2) налоговое содействие прогрессивным структурным изменениям в институциональных секторах экономики с учетом интеграционных процессов;
3) обеспечение достаточных поступлений в бюджет для финансирования приоритетных государственных социальных программ;
4) стимулирование укрепления позиций отечественного бизнеса в конкурентной борьбе за счет уменьшения доли налогового компонента в затратах, привлечения иностранного капитала, развития интеграционных процессов на межгосударственном уровне;
5) существенное снижение уровня налоговой нагрузки с учетом предельных ставок налогов;
6) пересмотр соотношения действующих налоговых регуляторов. Упорядочение налоговых льгот. Введение понятия “бюджетные затраты” с целью отслеживания последствий любых налоговых стимулов, построения оценки эффективности налоговых преференций. Усовершенствование системы упрощенного налогообложения в направлении применения упрощенного режима лишь для физических лиц, избежание отмывания “грязных” денег, проведение мониторинга налогоплательщиков с целью содействия переходу к общепринятой системе налогообложения согласно установленным параметрам;
7) обеспечение социальной стабильности в обществе, приоритетная поддержка института семьи как социальной и экономической основы общества;
8) усовершенствование системы администрирования налогов, перенесение акцентов на добросовестную оплату налогов плательщиками и одновременно применение более жестких методов принудительного взыскания их с должников, организация и осуществление налогового контроля за соблюдением налогового законодательства, повышение ответственности за неуплату долгов учредителями и участниками предприятий коллективной формы собственности;
9) предотвращение злоупотреблений вследствие использования разночтений гражданского, налогового, валютного, таможенного, внешнеэкономического законодательства;
10) контроль над трансфертным ценообразованием, над аффилированными лицами, создание международной информационной системы налоговых служб с определением аффилированности сторон, входящими или исходящими ценами на товары, изготовленными в связанных торговыми отношениями странах;
11) установление оптимального соотношения между местными и общегосударственными налогами, введение налогов на имущество и коммунальных налогов.
Промедление с созданием в стране эффективной налоговой системы, призванной не только не угнетать национальное производство, но и содействовать максимально полному раскрытию предпринимательского потенциала, превратилось на угрозу национальной экономической безопасности. Возрастает разрыв в уровнях конкурентоспособности между украинскими производителями и предпринимателями стран – экономических партнёров Украины, пропадают потенциальные возможности обеспечения ускоренного экономического роста [48; с. 67].
Особого внимания требуют проблемы научной обоснованности методологических подходов, к решению заданий сбора налогов и налоговых противоречий в целом.
На современном этапе не будет преувеличением утверждать, что такая стратегия в Украине отсутствует. Государство, с одной стороны, в своей политике стремится построить налоговые отношения, которые бы отвечали рыночным трансформациям. С другой – оно сохранило преимущественно фискальные направления налогообложения и пытается сохранить за собой функцию вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования. В итоге, общая стратегия реформирования заменена набором отдельных мероприятий, не связанных в целостную систему [38; с. 106].
Выводы по 2 разделу:
Действующая налоговая система Украины не достаточно эффективна, она не обеспечивает на должном уровне становления конкурентной среды и экономического роста.
К основным недостаткам налоговой политики Украины относятся:
- нестабильность налогового законодательства, многочисленные перманентные изменения и дополнения к существующим законам и другим нормативно-правовым актам в сфере налогообложения;
- разногласие между многими законами и подзаконными актами, регулирующими налоговые отношения;
- наличие в законах, непосредственно не относящихся к сфере налогообложения, “особых” норм, касающихся налоговых льгот и т.п.;
- неурегулированность правовых гарантий для участников налоговых отношений, отсутствие прозрачных и эффективных механизмов защиты прав налогоплательщиков;
- сложность и несовершенство процедурной “подсистемы” администрирования многих налогов и неналоговых платежей, о чем свидетельствует практика взыскания и возмещение НДС.
Указанные недостатки и наличие системных просчётов в процессе администрирования налогов повлекли за собой возникновение таких проблем, как пренебрежительное отношение плательщиков налогов к конституционному обязательству по поводу уплаты налогов; низкий уровень налоговой культуры; широкое применение схем минимизации налоговых обязательств и уклонение от уплаты налогов; значительная бюджетная задолженность по возмещению налога на добавленную стоимость; наличие огромного числа налоговых преференций, нарушающих нейтральность налоговой системы.
Эффективному внедрению механизма реформирования налоговой политики Украины будут содействовать следующие факторы:
- социальная и политическая стабильность в стране;
- прозрачность экономических отношений;
- эффективное использование средств госбюджета;
- снижение уровня коррупции;
- согласование бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики;
- становление Украины как правового государства;
- наличие достаточных условий для активизации инвестиционных процессов.
Проблема формирования эффективной налоговой политики - одна из наиболее важных в период становления в Украине рыночных отношений и интегрирования украинской экономики в международный рынок. Её решение должно осуществляться путём изучения, анализа и творческого осмысления как имеющейся в Украине законодательной базы, так и приобретённого в мире опыта в сфере налогообложения, в направлении введения такой налоговой политики, которая бы гарантировала, или хотя бы не тормозила развитие экономики [40; с. 42].