русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Характерные особенности действующей налоговой политики Украины


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 944; Нарушение авторских прав


Налоговая система Украины представляет собой совокупность общегосударственных и местных налогов, сборов и других обязательных платежей, взимаемых в бюджеты и в государственные целевые фонды (табл. 2.1), а также принципов, форм их установления, замены или отмены порядка их исчисления, оплаты и взыскания, включая организацию работы по их контролю.

Таблица 2.1

Виды налогов и других обязательных платежей, предусмотренных налоговой системой Украины [40; с. 27]

  Общегосударственные налоги и сборы, другие обязательные платежи Местные налоги и сборы
Налогообложение субъектов предпринимательской деятельности
1. Налог на добавленную стоимость 1. Налог с рекламы
2. Акцизный сбор 2. Коммунальный налог
3. Налог на прибыль 3. Гостиничный сбор
4. Пошлина 4. Сбор за паркование автотранспорта
5. Плата за землю 5. Рыночный сбор
6. Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин 6. Сбор за право использования местной символики
7. Сбор за геологоразведовательные работы 7. Сбор за право проведения местного аукциона и лотерей
8.Сбор за специальное использование природных ресурсов 8.Сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг
9. Сбор за загрязнение окружающей среды 9. Сбор за право проведения кино- и телесъёмок
10. Сбор на обязательное социальное страхование 10. Сбор за участие в бегах на ипподроме
11.Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование 11. Сбор за проезд по территории приграничных областей автотранспорта, направляющегося за границу

 

Продолжение таблицы 2.1

12. Плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности -
13.Фиксированный сельскохозяйственный налог -
14.Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства -
15.Единый сбор, взимаемый в пунктах пропуска через границу Украины -
16.Сбор за использование радиочастотного ресурса Украины -
17.Налог на недвижимое имущество -
18. Государственная пошлина -
19. Единый налог -
Налогообложение физических лиц
1. Налог на промысел 2. Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин 3. Государственная пошлина 4.Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование 5.Сбор на обязательное социальное страхование 6. Плата за землю 7. Налог на недвижимое имущество 8. Пошлина 9. Налог на доходы физических лиц   1. Налог с рекламы 2. Гостиничный сбор 3.Сбор на паркование автотранспорта 4. Рыночный сбор 5. Сбор на выдачу ордера на квартиру 6. Курортный сбор 7.Сбор за участие в бегах на ипподроме 8.Сбор с лиц, принимающих участие в игре на тотализаторе на ипподроме 9.Сбор за право использования местной символики 10.Сбор за право проведения местного аукциона и лотерей 11. Сбор за проезд по территории приграничных областей автотранспорта, направляющегося за границу 12. Сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг 13. Сбор с владельцев собак    

 



Налоговая система Украины строится по следующим признакам:

1.Обязательность оплаты налогов, сборов и других обязательных платежей. Данный признак предполагает, что каждое юридическое и физическое лицо обязано принимать участие в финансировании государственных потребностей путём уплаты налогов и сборов.

2.Стимулирование предпринимательской деятельности и инвестиционной активности путём внедрения льготного налогообложения, которое направлено на развитие производства.

3. Социальная справедливость. Принцип направлен на поддержку малообеспеченных слоёв населения путём внедрения дифференцированного и прогрессивного налогообложения граждан.

4. Равнонапряжённость и пропорциональность. Принцип предполагает установление обязательств перед бюджетом с учётом возможностей плательщиков и результатов их деятельности путём применения единых или дифференцированных ставок налогообложения.

5. Равенство и недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации. Данный принцип предполагает обеспечение одинакового подхода к субъектам хозяйствования при определении налоговых обязательств.

6. Экономическая целесообразность. Установление налогов, сборов и других обязательных платежей производится на основе показателей развития экономики Украины, её финансового состояния.

7. Стабильность налогового законодательства. Данный принцип предполагает, что общий уровень налогообложения, размеры ставок налогов, порядок определения базы налогообложения и налоговые льготы должны быть неизменными на протяжении бюджетного года.

8. Равномерность уплаты. Для обеспечения равномерного поступления в бюджет средств уплата платежей должна производиться в определённые сроки.

9. Гибкость. Принцип определяет, что налоговое законодательство должно своевременно реагировать на изменения в социально-экономической жизни государства без нарушения стабильности налогового законодательства.

10. Инфляционная нейтральность.

11. Недопущение двойного налогообложения одного и того же объекта налогообложения.

12. Гласность.

13. Эффективность администрирования. Принцип предполагает, что процедура налоговых взысканий должна быть максимально простой для плательщиков налогов, сборов и других обязательных платежей.

14. Доступность и однозначность толкования норм налогового законодательства.

15. Поддержание границ установленной компетенции до установления и после отмены налогов, сборов и других обязательных платежей [34; с. 9].

Регулирование новых экономических отношений требует гибкой налоговой политики, которая дала бы возможность оптимально связывать интересы государства с интересами предпринимателей и рядовых плательщиков.

Налоговая политика, проводимая сегодня в Украине, формируется в результате действия значительного числа весьма противоречивых и не всегда взаимосвязанных мер, с одной стороны, направленных на удержание доходной базы бюджета на относительно приемлемом уровне, а с другой - формирующих льготные режимы налогообложения для отраслей и групп предприятий, имеющих значительное влияние во властных структурах. Такие цели налоговой политики, как сдерживание инфляционных процессов, недопущение их взрывного характера, поддержка предпринимательской, производственной и инвестиционной активности, достаточно противоречивы, поскольку дефляционные мероприятия всегда в той или иной мере угнетают хозяйственную активность и провоцируют спад производства. А любые мероприятия по предотвращению падения объемов производства и стимулированию его роста, по существу означают расширение спроса, прежде всего инвестиционного, а вслед за ним - и потребительского, что обязательно ведет к повышению цен. Стимулирование производственной и инвестиционной активности с помощью налоговых и монетарных мер может дать эффект лишь в том случае, если темпы инфляции не превышают 1-1,5% в месяц. По мере нарастания темпов инфляции эффективность регулирующих производство мер косвенного государственного вмешательства в экономику снижается. Складывающаяся на этой основе ситуация "стагфляционной ловушки" предопределяет специфические требования к налоговой политике как единому целому, и к отдельным ее инструментам и составляющим.

В структуре налоговой системы Украины на протяжении 1998-2003 гг. преобладали прямые налоги. По расчётам, проведённым с использованием методологических подходов Европейской комиссии, только с 2004 года доля косвенных налогов в общей сумме налогов и в ВВП превысила долю прямых, составив относительно ВВП в 2005 году 14,3 и 10,0 % соответственно. В структурах налоговых систем стран-участниц ЕС преобладают непрямые налоги, в частности в 2005 году в среднем их доля в ВВП в 1,8 раза превышала долю прямых налогов. Подобная структура налоговой системы считается наиболее благоприятной для экономического роста, в отличие от системы, основывающейся на прямых налогах [16].

Фискальная эффективность налога с доходов физических лиц за 5 лет после введения составила 4,8 % от ВВП в 2008 году (в 2003 году – 5 %). Это свидетельствует об отсутствии существенного прогресса в достижении целей реформирования налога – расширении его базы путём выведения доходов из «тени».

Несмотря на рост фискальной эффективности налога на добавленную стоимость на протяжении 2004-2008 гг., с 4,9 до 9,7 % от ВВП, соотношение сумм такого налога по произведённым в Украине («внутренний» налог на добавленную стоимость) и по ввезённым в страну товарам («внешний» НДС) значительно ухудшилось, в частности в 2004 году «внешний» налог превышал «внутренний» в 2,5 раза, а в 2008 году – в 7,6 раза, то есть 88 % поступлений налога получено за счёт импорта. Такая ситуация сложилась вследствие ухудшения состояния торгового баланса, недочётов в администрировании налога на добавленную стоимость, увеличения количества уклонений от уплаты налога и предъявления незаконных требований по поводу его возмещения.

Что касается системы местных налогов и сборов, то главным недостатком является включение неэффективных обязательных платежей, расходы на администрирование которых превышает сумму их поступлений в местные бюджеты. Так, поступления от сборов от владельцев собак, за участие в бегах на ипподроме, за право проведения кино- и телесъёмок, за проведение местного аукциона в 2008 году составили 0,8 млн. грн при налоговых поступлениях в местные бюджеты без учёта межбюджетных трансфертов объёмом 59281,4 млн. гривен. Удельный вес таких налогов в общей сумме поступлений от местных налогов и сборов составляет 0,1 % , в доходах местных бюджетов от налоговых поступлений – 0,001 %.

Рис. 2.1. Сравнительный анализ поступлений местных налогов и сборов за 2008-2009 гг. [55]

 

Проблемой местных бюджетов является также недостаточное финансовое обеспечение и их существенная зависимость от субвенций, дотаций и других трансфертов с госбюджета [16].

Одним из немногих достижений украинской налоговой политики является введение упрощенных режимов налогообложения. Целью их введения было снижение налоговой нагрузки, упрощение механизма администрирования, попытка преодоления теневой экономики, создание новых рабочих мест, что дало возможность многим украинцам осознать перспективу экономической независимости и достичь определённого уровня самообеспечения [24; с. 24].

К сожалению, осуществляемая ныне правительством налоговая политика характеризуется стремлением, прежде всего, за счет усиления налогового бремени предприятий и населения решить проблему наполнения бюджета. Такие меры могут принести успех только в очень ограниченном временном промежутке. В целом же, подобная направленность налоговой стратегии представляется неперспективной. В этих условиях высокий уровень налогообложения неизбежно вызывает у предпринимателей стремление переложить тяжесть налогового бремени на конечного потребителя, включив всю сумму налогов в цену товаров. В результате цена производителя нередко превышает ту, которую готов заплатить за его продукцию покупатель. Снижение же продажной цены ставит производителя на грань банкротства.

Практика показывает, что следствием увеличения ставок изымаемых государством налогов фактически всегда является усиление инфляционных тенденций. Увеличение массы налогов либо напрямую приводит к росту цен (это касается товаров первой необходимости, спрос на которые неэластичен по цене, а также невзаимозаменяемых товаров и тех, что производятся предприятиями - монополистами), либо через сокращение вследствие роста цен спроса (на товары, на которые он эластичен по цене) ведет к ухудшению финансового положения хозяйствующих субъектов, что с позиций всей экономики чревато дальнейшим углублением экономического кризиса и спадом производства.

Иногда предприятия стремятся искусственно удерживать низкие цены на свою продукцию с тем, чтобы, с одной стороны снизить абсолютную массу налоговых платежей в бюджет, а с другой, путем создания искусственного дефицита осуществлять конечную реализацию своих товаров при посредничестве теневых коммерческих структур. В результате все равно срабатывает стихийный механизм рынка: потребитель оплачивает продукт по рыночной, равновесной цене. В то же время для государства теряется смысл увеличения налогов, поскольку основная масса прибыли присваивается производителем и посредником бесконтрольно.

В условиях экономического кризиса налоговое регулирование приобретает особое значение. Нарастание кризисных явлений создаёт необходимость налогового стимулирования, которое реализуется с помощью системы инструментов, среди которых: манипулирование налоговыми ставками, пересмотр состава плательщиков, налоговой базы, предоставления налоговых льгот [48; с. 69].

Главные направления любой налоговой политики должны исходить не только из центральной функции налогов - пополнение государственной казны. Нельзя забывать о том, что налоги - важнейший экономический инструмент стимулирования и регулирования производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления льгот, через систему перераспределения доходов с помощью налогов можно и необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь служащих удовлетворению жизненных потребностей населения, и уже на той основе - пополнению государственной казны.

Определение основных направлений налоговой политики помогает участникам налоговых отношений установить ориентиры в налоговой сфере на длительный период, что должно содействовать стабилизации и определённости условий ведения осуществления экономической деятельности в Украине [48; с. 68].



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Направления бюджетно-налоговой политики | Проблемы правовой базы налоговой политики Украины


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.