Особенности параметрических способов управления. При параметрическом управлении ИД в его управляющей цепи отсутствует регулируемый источник напряжения (например, электромашинный усилитель). Управление угловой скоростью ИД осуществляется путем изменения параметров цепи обмотки якоря.
Простейшим примером нереверсивного привода с параметрическим управлением является привод с резистивным управлением ИД, электрическая схема которого представлена на рис. 5.1. В этом случае изменение угловой скорости ИД осуществляется путем изменения сопротивления Rдоб включенного последовательно с обмоткой якоря ИД.
Определим характеристики системы "регулятор — ИД", приведенные к выходному валу следящего привода, определяются выражением
(5.1)
Рис. 5.1 Рис. 5.2
Регулируемым параметром является Rдоб.
Механические характеристики системы "регулятор — ИД" представлены на рис. 5.2. Вид характеристик показывает, что управляемость ИД неудовлетворительная. При М`дв=0 угловая скорость ИД практически равна Wх.х независимо от значения Rдоб. Жесткость механических характеристик зависит от значения R доб, поэтому крутизна регулировочных характеристик будет также зависеть Rдоб. При резистивном управлении ИД имеют место большие потери мощности на резисторе Rдоб.
К параметрическому способу управления относится управление ИД от линейных транзисторных усилителей. Для реверсивного управления ИД при одном источнике питания используют транзисторные мостовые выходные каскады. На рис. 5.3 показана принципиальная схема усилителя, управляющего ИД параметрическим способом. В схеме использована отрицательная обратная связь по напряжению на обмотке якоря ИД, необходимая для придания требуемых свойств системе "усилитель — ИД" (У — ИД).
Рис. 5.3
При появлении сигнала управления Uвх какого-либо знака открываются транзисторы только одной диагонали (например, при Uвх > 0 открываются транзисторы VT2 и VT3, а при Uвх < 0 - транзисторы VT1.VT4).