Для управления асинхронным двигателем могут использоваться тиристоры в сочетании с релейно-контакторными аппаратами. Тиристоры применяются в качестве силовых элементов и включаются в статорную цепь, релейно-контакторные аппараты включаются в цепь управления.
Используя тиристоры в качестве силовых коммутаторов, можно на статор при пуске подавать напряжение от нуля до номинального значения, ограничивать токи и моменты двигателя, осуществлять эффективное торможение либо шаговый режим работы. Такая схема приведена на рис. 1.33.
Силовая часть схемы состоит из группы тиристоров VS1...VS4, включенных встречно-параллельно в фазы А и С. Между фазами А и В включен короткозамыкающий тиристор VS5. Схема состоит из силовой цепи (рис. 1.33, а), цепи управления (рис. 1.33, б) и блока управления тиристорами — БУ (рис. 1.33, в).
Для пуска двигателя включается автоматический выключатель QF, нажимается кнопка SB1 «Пуск», в результате чего включаются контакторы КМ1 и КМ2. На управляющие электроды тиристоров VS1...VS4 подаются импульсы, сдвинутые на 60° относительно питающего напряжения. К статору двигателя прикладывается пониженное напряжение, что приводит к снижению пускового тока и пускового момента.
Рис. 1.33. Тиристорное управление асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором (окончание см. на с. 49)
Рис. 1.33.Окончание (начало см. на с. 48)
Размыкающий контакт КМ1 отключает реле KV1 с выдержкой времени, которая определяется резистором R7 и конденсатором С4. Размыкающими контактами реле KV1 шунтируются соответствующие резисторы в блоке управления, и на статор подается полное напряжение сети.
Для торможения нажимается кнопка SB2 «Стоп». Схема управления теряет питание, отключаются тиристоры VS1...VS4. Это приводит к тому, что на период торможения включается реле KV2 за счет энергии, запасенной конденсатором С5, и своими контактами включает тиристоры VS2 и VS5. Через фазы А и В статора проходит постоянный ток, который регулируется резисторами R1 и R3. Обеспечивается эффективное динамическое торможение.
15Вопрос Элементы и устройства замкнутых систем управления электроприводами. Классификация элементов АЭП.
Под термином «элемент» автоматизированного электропривода понимается входящее в него устройство, выполняющее определенную функцию управления, в соответствии с которой входное воздействие элемента преобразуется в выходное.
АЭП можно представить в виде совокупности силовых и управляющих элементов (рис. 2.1). Силовые элементы преобразуют, регулируют и приводят к рабочему органу (РО) механизма основной поток энергии. Управляющие элементы формируют, преобразуют и подводят сигналы управления к силовым элементам. К силовым элементам относятся управляемые преобразователи энергии УПЭ, электродвигатели (М), передаточные механизмы (ПМ), рабочие органы машин и механизмов.
Управляющие элементы можно разделить на две группы:
1) элементы систем управления вентилями УПЭ, которые преобразуют сигнал управления с выхода системы автоматического управления (САУ) в открывающие импульсы;
2) элементы САУ, формирующие задающие и управляющие воздействия и определяющие статические и динамические свойства АЭП.
По функциональному признаку элементы второй группы делятся на следующие виды:
• регуляторы (Р), которые вычисляют разность сигналов задания и обратной связи (рассогласование) и на ее основе формируют управляющее воздействие, приводящее регулируемую координату к заданному значению;
• датчики (Д), преобразующие управляемую координату в электрический сигнал, используемый как сигнал обратной связи;