Асинхронный пуск синхронного двигателя осуществляется при включении автоматических выключателей QF1, QF2 и срабатывании контактора КМЗ (рис. 1.28, а, б). При этом реле форсировки KV срабатывает и замыкает свой контакт, что приводит к срабатыванию контактора форсировки КМ1. Контакт КМ1 размыкается, и в цепь обмотки возбуждения вводится резистор RфР. Включаются красная и зеленая сигнальные лампы, что указывает на присоединение двигателя к сети, но возбуждение еще не подано.
Рис. 1.28. Схема прямого пуска синхронного двигателя напряжением до 1000 В
При пусковом токе срабатывает реле максимального тока КА. Своим замыкающим контактом оно подает питание реле времени КТ1. Контакт КТ1 замыкается, что приводит к срабатыванию реле времени КТ2, но контактор КМ2 не включен, поскольку контакт КТ1 размыкается, а контакт КТ2 замыкается. При скорости двигателя, близкой к синхронной, реле КА размыкает свой контакт в цепи контактора КТ1; при этом цепь питания контактора КМ2 окажется замкнутой, так как контакт КТ2 размыкается с выдержкой времени. Контактор КМ2 срабатывает, шунтирует разрядный резистор Rразрв обмотке возбуждения и закорачивает катушку реле КА. Катушка контактора КМ2 становится на самопитание. Одновременно отключается зеленая лампа. Пуск двигателя закончен.
При снижении напряжения для сохранения момента двигателя применяется форсировка возбуждения. При снижении напряжения реле форсировки KV отпадает и размыкает свой контакт, что приводит к отключению контактора форсировки КМ1. При этом контакт КМ1 в цепи возбуждения двигателя замыкается и шунтирует резистор Rфр. Это приводит к увеличению тока возбуждения двигателя, а следовательно, и к сохранению момента двигателя. Остановка двигателя осуществляется нажатием на кнопку SB2 «Стоп» и отключением автоматических выключателей QF1 и QF2.
13 Схема управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором с реверсивным магнитным пускателем.
На рис. 1.17 приведена схема управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором с реверсивным магнитным пускателем. Схема позволяет осуществлять прямой пуск асинхронного короткозамкнутого двигателя, а также изменять направление вращения двигателя, т.е. производить реверс. Пуск двигателя осуществляется включением автоматического выключателя QF и нажатием кнопки SB1, вследствие чего контактор КМ1 получает питание, замыкает свои силовые контакты и статор двигателя подключается к сети. Для реверса двигателя необходимо нажать кнопку SB3. Это приведет к отключению контактора КМ1, после чего нажимается кнопка SB2 и включается контактор КМ2.
Рис. 1.17. Схема управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором с реверсивным магнитным пускателем
Таким образом, двигатель подключается к сети с изменением порядка чередования фаз, что приводит к изменению направления его вращения. В схеме применена блокировка от возможного ошибочного одновременного включения контакторов КМ2 и КМ1 с помощью размыкающих контактов КМ2, КМ1. Отключение двигателя от сети осуществляется кнопкой SB2 и автоматическим выключателем QF. В схеме предусмотрены все виды защит электродвигателя, рассмотренные в схеме управления асинхронным двигателем с нереверсивным магнитным пускателем.