Потоки, создаваемые любой обмоткой синусоидальны и сдвинуты на 120° друг относительно друга, как и напряжения.
В результате Ф∑ будет представлять собой вращающийся вектор постоянного модуля, проекции которого на магнитные оси фазных обмоток синусоидальны.
Таким образом трехфазная система обмоток позволяет сформировать вращающееся магнитное поле, в котором находятся проводники ротора.
Вращающееся магнитное поле создает токи в проводниках ротора, которые, в свою очередь, взаимодействуя с магнитным полем статора, создают электромагнитный момент.
Величина этого момента зависит от скорости поля статора и сопротивления ротора.
w0 – угловая скорость поля;
w – угловая скорость ротора.
При w0=w момента не будет Þ для работы принципиально необходимо отставание ротора от поля статора (скольжение).
S – скольжение.
sном=0,03…0,07
w0 также называют синхронной скоростью, а сам двигатель – асинхронным.
- формула Клосса (упрощенная), где sк – критическое скольжение, а Мк – критический момент.
Здесь следует подчеркнуть весьма важное для практики обстоятельство – влияние изменения напряжения сети на механические характеристики асинхронного двигателя. Двигатель этого типа чувствителен к колебаниям напряжения сети.
Критическое скольжение и угловая скорость идеального холостого хода не зависят от напряжения.
s=0 при w=w0;
w=0 при s=1.
Критические точки:
При s<<sk получим , тогда
При s>>sk получим , тогда
Физический смысл: на жесткой части характеристики (рабочей части) скольжение мало Þ частота токов низкая (порядка 3…7Гц).
Основную роль в ограничении токов ротора играет активное сопротивление ротора.
, где Xp – индуктивное сопротивление ротора.
, где
- частота токов ротора.
При уменьшении этой частоты уменьшается и угловая скорость ротора, что ведет к уменьшению индуктивного сопротивления ротора Xp<<Rp Þ
При больших скольжениях, когда частота токов ротора возрастает, увеличивая тем самым угловую скорость ротора, что ведет к увеличению индуктивного сопротивления ротора Xp>>Rp Þ
Мягкий участок характеристики формируется за счет ограничения тока индуктивным сопротивлением ротора, которое растет по мере роста скольжения. С уменьшением токов ротора уменьшается и момент.
Разгон двигается сначала происходит по мягкой характеристике.
, где р – число пар полюсов.
Появление второй обмотки приводит к тому, что картина магнитных силовых линий будет повторяться не через полный период, а через полпериода.
и.п. – исходное положение;
р.п. – рабочее положение;
Т – период.
Возможна постановка дополнительной обмотки для увеличения числа пар полюсов. В итоге синхронная скорость уменьшается в два раза.
Для нахождения синхронной скорости по номинальной можно использовать таблицу.