Отдельная покупка часто является лишь частью совокупности многих
покупок, и все вместе они служат достижению одной общей цели. Так, мука –
один из нескольких продуктов, необходимых для приготовления пирога;
пуговицы – лишь маленькая часть будущего готового костюма и т.д. Эти
взаимоотношения являются основой эффекта конечной выгоды, который можно
разделить на две части: производный спрос и доля в общих затратах.
Проследим эти эффекты на примере.
Производитель офисной мебели покупает листовую сталь и делает из нее
столы. Если ценовая чувствительность покупателя этих столов велика, то
любое увеличение цены стали, которое приведет к удорожанию столов, вызовет
существенное сокращение объемов продаж. Следовательно, высокая ценовая
чувствительность спроса заставит производителя столов быть более
чувствительным к издержкам на производство этих столов и, следовательно, к
цене на сталь. Таким образом, чем более чувствительны покупатели к цене
конечной выгоды (в данном примере покупатели – это производители столов, а
конечна выгода – их прибыль от реализации) тем боле чувствительны они к
цене товаров, которые вносят свой вклад в достижение этой окончательной
цели (к цене стали) – это эффект производного спроса.
Действие вышеописанного эффекта сильно ослабевает под воздействием
второй составляющей эффекта конечной выгоды – доли в общих затратах.
Представим, что на рынке, помимо производителя столов, присутствует еще
один покупатель листовой стали – производитель чемоданов, который
использует сталь для укрепления их стенок. Даже если покупатели столов и
чемоданов одинаково чувствительны к цене, ценовая чувствительность
производителей различна, поскольку цена стали составляет различную долю в
общих издержках на производство конечных товаров: при увеличении цены стали
цена столов сильно подскочит, а на цену чемоданов это мало повлияет. Таким
образом, эффект доли в общих затратах устанавливает, что ценовая
чувствительность тем больше, чем больше доля затрат на этот товар в общих
затратах на достижение конечной цели.