Факторы, влияющие на чувствительность покупателя к цене:
Эффект известных товаров-заменителей
Эффект уникальной ценности.
Эффект затрат на переключение
Эффект сложности сравнения.
Эффект «цена - качество».
Эффект доли затрат на товар в суммарном доходе.
Эффект конечной выгоды.
Эффект разделения затрат.
Эффект справедливой цены.
Эффект товарного запаса.
Эффект известных товаров-заменителей гласит: покупатели тем более
чувствительны к цене, чем выше цена товара по отношению к известным для
покупателя товарам-заменителям; если же покупатели вообще не знают о
существовании аналогов, то их чувствительность к цене очень мала. Данный
эффект тесно связан с понятием «референтной цены», т.е. цены, которую
потребитель использует в качестве основы для суждения о конкретной цене
какого-либо товара. Референтная цена может быть основана на:
. осведомленности покупателя об аналогичной продукции конкурентов
и ее ценах, известных ему из собственного опыта, рекомендаций
друзей и знакомых, рекламы, СМИ и других источников - внешняя
референтная цена;
. общем внутреннем ожидании или представлении потребителя о
разумном уровне цены – внутренняя референтная цена.
Таким образом, при покупке любого товара потребитель сравнивает его
цену с референтной ценой (внутренней или внешней) и если она оказывается
намного выше референтной, т.е. цены известных товаров-заменителей или
предполагаемой разумной цены, то потребитель, скорее всего, откажется от
приобретения данного товара и наоборот. Если же потребителю ничего не
известно об аналогах товара и ему не с чем будет сравнить его цену, то он,
вероятно, совершит покупку.
Эффективная маркетинговая деятельность использует эффект известных
товаров-заменителей, нацеливаясь на покупателей с высокой склонностью к
сравнению. Так, товар Woolite, хотя и дорогой для чистящего средства,
успешно позиционируется как недорогая альтернатива сухой химчистки.
Компания Loctite Corp предлагает свой промышленный клей в качестве
заменителя гаек и болтов, давая возможность фирме назначать высокую цену по
стандартам этой товарной группы и при этом обещая покупателям значительную
экономию на гайках и болтах. Производители шампуня от перхоти «Низорал»
позиционируют его не как косметическое средство по уходу за волосами, а как
лечебный препарат, чем и оправдывают более высокую цену