При рассмотрении затрат с позиции их учета в процессе ценообразования могут возникнуть два вопроса.
Первый: Какие затраты должны быть учтены? Необходимо помнить, что деление затрат на постоянные и переменные имеет важное значение для процесса принятия решения об уровне рыночной цены.
Второй: Какие именно затраты оказывают наибольшее влияние на покупателей? При формировании рыночной цены необходимо учитывать не только виды затрат и их особенности, но и то, как оценивает потребитель данные затраты относительно свойств продукта.
Постоянные затраты – это затраты, величина которых не зависит от объемов производства и остается неизменной в течение длительного периода времени. К блоку постоянных затрат относят как капитальные вложения в производство и многоцелевое оборудование, так и заводские и административные накладные расходы.
Очевидно, что чем конкретнее постоянные затраты, тем проще задача их распределения. Например, затраты, предназначенные для улучшения и модифицирования существующих продуктов, должны быть перенесены только на те продукты, которые принесут дополнительную прибыль от предпринятых действий.
Переменные затраты -это затраты, имеющие прямую связь с уровнем активности организации, величина которых непосредственно зависит от объемов производства. Данные затраты содержатся в каждой единице произведенного и проданного организацией продукта. Например, затраты на сырье и материалы, затраты на полуфабрикаты и комплектующие, затраты на оплату труда рабочих относятся к блоку переменных затрат.
Точка безубыточности - это объем сбыта, при достижении которого компания не получает прибыли, но и не несет убытков. Точка безубыточности показывает, какое количество продукции должно быть продано для того, чтобы полученная выручка покрывала как постоянные, так и переменные издержки.
Компания получает прибыль только в случае превышения величины объемов продаж значения, соответствующего точке безубыточности.
Использование концепции безубыточности значительно облегчает процесс формирования рыночной цены продукта. Очевидно, что чем больше разница между величиной объема сбыта в точке безубыточности и прогнозируемым объемом, тем более безопасно производство и распределение товара по установленным ценам.