Эластичность (англ. elasticity) — численная характеристика изменения одного показателя (например:спроса или предложения) к другому показателю (например: цене, доходу) и показывающая, на сколько процентов изменится первый показатель при изменении второго на 1%.
Существует заблуждение относительно того, что любое снижение цены на любой товар автоматически увеличивает объем продаж, а, следовательно, приводит к увеличению прибыли. Недостаточная эластичность рынка или полное отсутствие ее может привести к тому, что снижение цены повлечет за собой потерю прибыли, а не ее увеличение.
Практика рынка свидетельствует о том, что снижение цены на такие товары как бензин, соль, молоко влечет за собой сравнительно небольшое увеличение спроса. С другой стороны,спрос на товары высокого качества, класса люкс, например на шубы из натурального меха или спортивные машины европейского производства, также как и на услуги в области воздушных перевозок или междугородней телефонной связи, заметно реагирует на изменение цены.
Степень чувствительности рынка к ценовым изменениям, определяется посредством расчета коэффициента ценовой эластичности (Ed) по следующей формуле:
относительное изменение спроса, %
Ed = ------------------------------------------------------------------
относительное изменение цены, %
Пример. Цена товара составляет 60 руб. а спрос на товар по данной цене - 100 единиц. Предположим что, в случае понижения цены до 54 руб. спрос составит либо 115 единиц, либо110 единиц, либо 105 единиц. В случае увеличения спроса до 115 единиц, он будет охарактеризован как эластичный, поскольку относительное изменение спроса (15%) превышает относительное изменение цены (10%), а коэффициент ценовой эластичности превышает единицу.
15/100 0.15
Ed = ---------- = ------- = 1.5
6/60 0.10
В случае изменения спроса, пропорционального изменению цены, в данном случае при 110 единицах, коэффициент ценовой эластичности равен единице, а, значит, имеет место единичная ценовая эластичность.
10/100 0.10
Ed = --------- = ------ = 1.0
6/60 0.10
В случае только пятипроцентного увеличения спроса - до 105 единиц – значение коэффициента ценовой эластичности меньше единицы, спрос в этом случае называется неэластичным.
5/100 0.15
Ed = -------- = ----- = 0.5
6/60 0.10
Прибыльность в процессе принятия решения о снижения или увеличения цены выражается через степень эластичности рынка.
В случае эластичности спроса, решение о снижении цены разумно, поскольку результатом является увеличение объема продаж, а, следовательно, и увеличение общего дохода. Увеличения цен при эластичном спросе, необходимо, по возможности избегать, поскольку вкраткосрочном периоде доход от продаж и валовой доход будут иметь тенденцию к снижению.
В ситуации неэластичного спроса покупатели не чувствительны к ценовым изменения и, следовательно, увеличение цены приведет к значительному увеличению общего дохода, даже если товара будет продано мало.
В случае единичной ценовой эластичности, величина общего дохода останется неизменной, как в результате снижения, так и в результате увеличения цены. Тем не менее, увеличение цены обычно предпочтительней, поскольку содействует продвижению товара на рынке.