Географическая или территориальная дифференциация цены играет особую роль в практике российских предприятий, связано это с большой географической протяжностью Российской Федерации. Основной здесь вопрос — как учитывать транспортные издержки для покупателей из различных регионов. И тут существуют два принципиальных способа:
Цена для покупателей различается на величину транспортных расходов, связанных с доставкой продукции до потребителя. С одной стороны это кажется наиболее справедливым, так как каждый клиент оплачивает только свои транспортные расходы, с другой стороны для территориально отдаленных покупателей цена может превышать разумные рамки, и этот рынок может быть потерян для продавца.
Установление единой цены, без дифференциации по территориальному принципу. В цене учитываются некоторые средние транспортные издержки. Благодаря этому есть возможность привлечь покупателей из удаленных территорий, правда, покупатели из менее удаленных территорий вынуждены нести повышенные издержки.
Помимо прямого применения выше перечисленных способов дифференциации цены, существуют модифицированные способы:
Устанавливаются несколько цен для различных территорий. В пределах этих территорий цена одинакова, при переходе границы территории, цена меняется. При рациональном делении на территории — этот способ может принести хорошее конкурентное преимущество.
Продавец выбирает несколько базовых пунктов. В этих пунктах устанавливаются единые цены. При реализации с этих пунктов к цене добавляются транспортные издержки по доставке до потребителя. В этом случае дифференциация цены есть, и в то же время есть некая справедливость в установлении цены — кто дальше тот платит больше.