Затраты имеют важное значение для предприятия при определении им оптимальной цены. Функция затрат характеризует зависимость затрат от объёмов производства. Для определения параметров функции затрат рекомендуется регрессионный анализ. Важным для ценовых решения является четкое разделение общих затрат на постоянные и переменные, на прямые и накладные, предельные и оппортунистические.
Переменные затраты – это затраты, зависящие от объема производства продукта. Постоянные затраты не зависят от объемов производства. Предельные затраты показывают прирост затрат с увеличением объема производства на единицу. Оппортунистические затраты – это упущенная прибыль, возникающая из-за ограниченности ресурсов (=альтернативные издержки по ходу).
Функцию затрат найти проще, чем функцию спроса, так как вся информация по затратам находится внутри предприятия.
Дальше есть огромная задача теоритическая, исходя из которой, делаются следующие выводы касательно затрат:
1. Чем больше доля переменных затрат в структуре цены, тем больше необходимо продать продукции и выше должна быть ценовая эластичность при снижении цены, чтобы сохранить прибыль в прежнем размере. Все наоборот, если цена повышается.
2. При низкой доле суммы покрытия в цене и эластичности больше 1 снижение цены может привести к увеличению выручки, но к потере прибыли.
3. Чем меньше снижение цены, тем менее чувствительно объем сбыта реагирует на изменение цены и долю переменных затрат, тем меньше требуется ценовая эластичность.
4. Ценовая эластичность, необходимая для поддержания прибыли в прежнем размере при снижении цены, находится в обратной зависимости от величины прежней прибыли.
Решающую роль в формировании оптимальной цены играют переменные затраты – постоянные затраты не учитываются. НО! Это всегда на 100% так для коммерческих структур. Если речь о производственном предприятии, то оно может учитывать и постоянные затраты, если собирается улучшать технологию производства и т.д. Тогда нужен более подробный анализ затрат для определения оптимальной цены.
Затраты лежат в основе нижней границы цены, ниже которой продукт не должен продаваться.