По данным В.П. Волковой, СИ. Козловой и Е.Е. Кирсановой
В данной ситуации рассматривается ценовая политика фирм на рынке услуг по профессиональной уборке офисных помещений (клининга) и обосновывается широкая система дифференциации цен.
Постановка задачи:
1.Отметьте, какие принципы лежат в основе дифференциации цен на эти услуги и в каких формах она осуществляется. Возможно ли применение в данной отрасли сферы услуг иных форм дифференциации цен?
2.В каких еще отраслях сферы услуг возможно применение такой системы дифференциации цен. Приведите конкретный пример и обоснование возможной дифференциации цен.
1. Краткая характеристика рынка услуг по профессиональной уборке и уходу за объектами недвижимости
Область исследования связана с системой ценообразования, сформировавшейся и действующей на рынке профессиональной Уборки (клининга) Москвы. В таблице представлена краткая характеристика данной отрасли с точки зрения условий ценообразования.
Краткая характеристика рынка услуг в области клининга
Товар
Услуги по профессиональной уборке и восстановлению физического состояния и (или) блеска разнообразных поверхностей помещений
Этап жизненного цикла
Заключительный этап стадии роста
Характеристика этапа жизненного цикла: – объем реализации стабильно растет;
– появляются новые сегменты потребителей;
– ощущается нехватка производственных мощностей;
– рентабельность стабилизируется и начинает снижаться под воздействием возрастающей конкуренции;
– предлагаются новые и модифицированные услуги (с точки зрения технологии исполнения, качества конечного результата, программ послепродажного обслуживания и, как следствие, стоимости);
– число конкурентов стремительно увеличивается;
– четко выражена конкуренция цен;
– устанавливается структура цен;
– потребитель склонен к повторным заказам у положительно зарекомендовавшей себя фирмы
Дополнительные услуги и товары: – обучение региональных компаний технологиям клининга;
– поставки профессионального оборудования, инвентаря и средств уборки;
– поставка и модификация алмазного инструмента для шлифовки и полировка поверхностей природного и синтетического камня
Услуги–заменители
Работа служб уборки потенциальных заказчиков при поддержке дилеров специализированной техники и средств уборки и учебных центров
Распределение Каналы личной коммуникации: – работа коммерческих агентов, менеджеров по продвижению услуг;
– рекомендации независимых лиц – менеджеров других фирм (клиентов, поставщиков и т.д.), ассоциаций, делающих заявления перед целевыми потребителями (экспертно–оценочный канал).
Каналы безличной коммуникации:
– средства массовой информации (специализированные журналы, Интернет);
– печатная реклама (справочные издания, каталоги, прямая почтовая реклама);
– электронные средства рекламы (электронная почта, факс);
– иллюстративно–изобразительные средства рекламы (проспекты, буклеты)
2. Характеристика системы ценообразования на клининговые услуги
Цены на услуги клининговых компаний представляют собой:
– сметную стоимость конкретного объекта обслуживания;
либо
– усредненную стоимость единицы типового объекта обслуживания (за 1 м площади твердого пола, ковровых покрытий, окон, офисных помещений ежедневной комплексной уборки, за единицу определенного вида мягкой мебели и т.д.).
Цены являются свободными рыночными, государством не регулируются. Цены и спрос на все виды клининговых услуг находятся в классической обратной зависимости, несмотря на их высокую индивидуальность и специфичность.
Чувствительность потребителей к ценам определяется, в первую очередь сегментом, который они представляют (см. таблицу).
Сегментирование рынка клининговых услуг
Сегмент
потребителей
Вид услуг
Крупные компании и организации
Небольшие фирмы и организации
Частные лица
Интенсивность потребления
Повод для совершения заказа
Интенсивность потребления
Повод для совершения заказа
Интенсивность потребления
Повод для совершения заказа
Химическая чистка твердого пола
•••
Обыденный заказ
••
Особый случай
•
Особый случай
Чистка ковров
•••
Обыденный заказ
••
•
Особый случай
Чистка мебели
•••
Обыденный заказ
••
Обыденный заказ
•
Особый случай
Восстановление пола из природного камня
••
Особый случай
•
-
Особый случай
Абонентское обслуживание пола из природного камня
••
Обыденный заказ
•
-
-
Мойка окон
••
Обыденный заказ
•
Обыденный заказ
•
Особый случай
Генеральная уборка помещений
•
Особый случай
•
•
Особый случай
Ежедневная уборка помещений
•••
Обыденный заказ
••
Обыденный заказ
-
-
В сегменте «Частные лица» можно отметить наименьшую эластичность спроса по ценам на услуги профессиональной уборки, поскольку заказ совершается по особому поводу и отличается небольшим объемом. Несущественна эластичность и в сегменте «Крупные организации», поскольку необходимость в услугах по ежедневной уборке и профессиональному уходу за различными поверхностями помещений (в основном пол и фасад зданий) имеет постоянный характер. Однако крупный объем заказов таких клиентов и традиционная практика проведения открытых и закрытых торгов (тендеров) обостряет конкурентную борьбу за их получение, что приводит к общему низкому уровню цен предложений для данного сегмента. Самыми чувствительными являются небольшие фирмы, для которых лишь немногие виды услуг рассматриваются как выраженная необходимость, и несущественное понижение цены зачастую является стимулом для «нестандартной покупки».
В каждом из рассматриваемых сегментов компании выступают с отдельными ценовыми предложениями и системами скидок, обусловленными отличиями в требуемом комплексе услуг, уровне обслуживания, а также объемами заказов.
Как правило, заказчику предлагается несколько вариантов решения конкретной проблемы, отличающихся по технологии, качеству конечного результата и стоимости (например, чистку коврового покрытия можно осуществить экстракционным или пеногенераторным методом, включая в общую стоимость услугу пятновыведения, либо, предлагая выделить ее цену отдельно; в цену ежедневной комплексной уборки можно сразу включить определенную долю затрат на выполнение сезонных и других периодических работ по обслуживанию здания или же сделать отдельное предложение на такие работы).
Усредненную структуру цен некоторых видов услуг по профессиональной уборке иллюстрирует следующая таблица.
Структура цен некоторых видов услуг по профессиональной уборке, долл.
Вид работ
Статья затрат
На 100 м2
На 1 м2
1. Восстановление блеска и защита мраморного пола (шлифовка, полировка, кристаллизация)
Переменные затраты (пэды и щетки, шампунь для экстракции, пятновыводители и гели, прочие материалы, амортизация, ФОТ основных производственных рабочих, социальное страхование)
42,00
0,42
Накладные расходы (15%)
0,06
0,00
Плановая прибыль (30%)
8,40
0,08
Комиссионное вознаграждение (10%)
5,04
0,05
НДС (20%)
42,20
0,42
Итого
97,70
0,97
3. Ежедневная комплексная уборка офисных помещений (стандартный комплекс услуг)
Переменные затраты (ФОТ основных производственных рабочих, социальное страхование материалы для уборки, амортизация)
55,0
0,55
Накладные расходы (15%)
8,25
0,08
Плановая прибыль (7%)
4,43
0,04
Комиссионное вознаграждение (5%)
3,38
0,03
НДС (20%)
14,21
0,14
Итого
85,27
0,85
Под влиянием ряда факторов происходит постоянное изменение затрат на оказание клининговых услуг (как их производство, так и продвижение). Среди основных из них можно выделить:
1) изменения рыночных цен на факторы производства;
2) изменения технологии производства;
3) изменение требований к качеству, составу и эстетики оказания услуг;
4) быстрый рост числа конкурентов;
5) введение государственных стандартов (2002 г.).
При этом все факторы, за исключением второго, способствуют увеличению себестоимости. В то время как стремительный рост конкуренции приводит к стабильному снижению цен (особенно на услуги по комплексной уборке и работы со стандартными технологическими процессами) при повышении требований к качеству и расширении ассортимента услуг в этой отрасли.
3. Стратегии и методы ценообразования в области клининга на примере компании «Клининг Мастер»
В качестве примера системы ценообразования рассмотрим стратегии и методы, используемые ООО «Учебно–производственный центр "Клининг Мастер"» (Москва, 5 лет на рынке).
Компания позиционируется как высококлассный специалист по восстановлению и обслуживанию поверхностей мрамора и гранита и надежный партнер по обслуживанию помещений любого класса и сложности в среднем ценовом диапазоне.
Компания использует две основные стратегии ценообразования в зависимости от степени стандартизации и сложности оказываемых услуг.
Ценовые стратегии «Клининг Мастер» в зависимости от цены и качества услуг
Стратегия среднего поля (стандартный уровень качества, средний диапазон цен)
Стратегия преимуществ (высокий уровень качества, средний диапазон цен)
1. Ежедневная комплексная уборка помещений и территорий
4. Восстановление блеска и защита поверхностей из природного и синтетического камня
2. Мойка окон, куполов, фасадов методом промышленного альпинизма
3. Химическая чистка ковровых покрытий и мягкой мебели
5. Абонентское обслуживание каменного пола
Цели ценовой политики «Клининг Мастер»:
1. Получение прибыли за счет достижения лидерства по качеству – позиционирование компании как высококлассного специалиста по восстановлению и обслуживанию поверхностей мрамора и гранита.
2. Максимизация оборота – путем комиссионных выплат от объема реализации.
Методы ценообразования «Клининг Мастер»:
1. «Издержки плюс прибыль» – для наиболее стандартизированных услуг, закладывая большую норму прибыли в цены технологически сложных работ и меньшую – для услуг, не представляющих затруднений для конкурентов.
2. Метод следования за лидером конкуренции – для услуг по ежедневной уборке в условиях открытых и закрытых торгов.
Система скидок, применяемых в «Клининг Мастер»:
• при единовременном заказе работ, по стоимости превышающих 800 долл.;
• для постоянных заказчиков при многократном заказе определенных видов работ;
• для клиентов ежедневной уборки при заказе дополнительных работ;
• при работе с перспективным заказчиком, гарантирующим по ежедневному и (или) абонентскому обслуживанию долгосрочные контракты или последующий существенный объем работ;
• в случае, когда в рамках работ осуществляется производственный эксперимент (с согласия заказчика).
В настоящее время снижение издержек и повышение эффективности выступают как важнейшая движущая сила отрасли. Поиск и реализация возможностей снижения затрат (в первую очередь производственных), повышения эффективности всех бизнес–процессов и соответствующего снижения цен на наиболее стандартизованные виды услуг должны иметь систематический характер.
А для того чтобы продлить преимущества этапа роста рынка, компании следует максимально полно использовать возможности дифференциации цен для различных сегментов потребителей и модернизировать свои услуги, существенным образом адаптируя их к изменяющимся требованиям рынка.