Целым рядом экспертов на Западе этот метод считается самым подходящим для использования в условиях рыночной экономики. Но на практике это не подтверждается. Здесь цена привязывается к спросу и его динамике (исходим только из изменений спроса на собственную продукцию). Если спрос на продушило растет, то цена должна повышаться, и, наоборот, если спрос снижается, цена тоже должна снижаться. Этот метод на практике одни из наименее популярных.
Практические сложности применения метода:
1. Отсутствие первоначальной цены. Решение: ошиблись сначала, можно завтра исправить ошибку, изменив цену.
2. Нет нормативов увеличения цены (нельзя постоянно увеличивать цену, исходя из объема). Отсутствие рекомендации по степени изменения цены в зависимости от степени изменения спроса. Решение: если мы постоянно корректируем цену, то опытным путем определяем показатель эластичности спроса, если мы увеличиваем цену, то, наоборот, падает спрос. С течением времени у нас появился опыт, свой алгоритм, мы чувствуем на сколько нужно повышать цену, чтобы не упал спрос. Но на практике: накопление опыта при частых ошибках может привести к неблагоприятным последствиям.
Дополнительная рекомендация для решения проблемы: сравнение предельных издержек и предельных доходов:
МС > MR => увеличиваем цену;
МС < MR => уменьшаем цену;
МС = MR => цена должна быть постоянна. Если компания добьется этого равновесия, то она максимизирует свою прибыль. Соответственно, возможна комбинация данной системы неравенств и метода ценообразования на основе спроса в случае, если главная цель компании - максимизация прибыли.
Но сегодня для многих компаний на международном рынке максимизация прибыли - не главная цель. Например, увеличение рыночной доли - более важная цель для большинства компаний.
• Преимущества: соответствие спросу, полная гибкость, оказывает влияние на конкурентную борьбу (ко не очень сильно), стимулы к снижению издержек.
• Недостатки: относительно сложный, не обеспечивает безубыточность, нет возможности планировать прибыль, непрозрачен, нет стимулов к расширению ассортимента.
Используется: для товаров относительно длительного пользования, бытовая химия, предметы яичной гигиены, парикмахерские, прачечные и прочие услуги, которыми постоянно пользуются потребители.