Методы ценообразования, применяемые в рыночной экономике
В теории существуют и отдельно рассматриваются различные методы ценообразования. В реальной жизни можно комбинировать элементы этих методов.
Рассмотрим четыре базовых метода:
1. Ценообразование на основе издержек (затратный метод).
2. Метод целевой прибыли (безубыточности).
3. Ценообразование на основе спроса.
4. Ценообразование на основе цен конкурентов.
Ценообразование на основе издержек (затратный метод).
Это важнейший базовый метод сегодня, самый популярный в мире. В СССР в условиях плановой экономики этот метод также активно применялся. В условиях социализма в СССР контролировались цены, при этом на социально-значимые товары (хлеб, мясо, молоко и пр.), услуги (транспорт) цены занижались, а убытки покрывались за счет завышенных цен на другие товары. Проводилась четкая граница между товарами первой необходимости и предметами роскоши (если меховое изделие из дешёвого меха (кролик), то это предмет первой необходимости, а из более дорогого - предмет роскоши и т. д.).Делалось разделение между товарами, вредными для здоровья (на табак и алкоголь цены планомерно повышались), и прочими.
В условиях рыночной экономики предполагается, что компания строит ценообразование следующим образом: считаются издержки и к ним добавляется желаемая прибыль (издержки на единицу + желаемая прибыль).
• Преимущества: простота, всегда обеспечивает безубыточность; возможно планирование прибыли, которую мы получим; можно заранее спланировать объем прибыли и то, как распорядиться этой прибылью; прозрачность, т. е. позволяет четко видеть все составляющие цены.
• Недостатки: метод никак не ориентирован на рынок (свои издержки + желаемая прибыль), т. е. нет ориентации на спрос; негибкий метод, не позволяет вести конкурентную борьбу; не обращаем внимание на цены конкурентов (нет ориентации на конкурентов), не стимулирует к снижению издержек; в общем виде этот метод не стимулирует к обновлению и расширению ассортимента (новые товары вводятся с опаской, так как ценя на них, образованная с помощью данного метода, получается, как правило, очень высокой).
На практике этот метод применяется в двух разновидностях:
1) метод полных издержек (Ц1 = переменные (прямые) издержки на единицу + доля постоянных (косвенных) издержек на единицу + искомая прибыль на единицу).
Все три слагаемых считаются раздельно и четко.
• Преимущества: все вышеуказанные, кроме простоты, если широкий ассортимент.
• Недостатки: все слабые стороны метода более очевидны.
2) метод предельных издержек (Ц2 = переменные (прямые) издержки на единицу + доля постоянных (косвенных) издержек на единицу и искомая прибыль на единицу). То есть прибыль и доля постоянных издержек на единицу продукции объединяются в общую сумму (эта величина считается нечетко, с прикидкой). Этот метод возник, чтобы упростить расчет, так как при широком ассортименте сложно рассчитать косвенные издержки на единицу продукции. При широком ассортименте второй метод применяется чаще.
• Преимущества: простота. Остальные общие преимущества метода не столь очевидны.
• Недостатки: слабые стороны есть, но они менее очевидны. При использовании второго метода компания испытывает давление рынка и конкурентов, и это сказывается на втором слагаемом.
Сферы использования метода (где косвенные издержки невысоки): первичный сектор (добывающие отрасли и сельское хозяйство), третичный сектор (сектор услуг, в т. ч. инжиниринговые услуги, торговля и другие услуги). Также активно используется на монополистическом рынке, при олигополии (при сговоре), при госзаказе, т. е. при гарантированном решении проблемы спроса.