1)На рынке действует небольшое число фирм – от 2 до 20 (т.е. все производство какого-либо продукта сосредоточено на этих нескольких предприятиях).
2)Продукты, выпускаемые олигополиями, могут быть стандартизированными (сталь, алюминий) и дифференцированными (автомобили, компьютеры).
3)Степень контроля над ценами высокая. Контроль может осуществляться в различных формах.
Во–первых, олигопольные фирмы м. конкурировать друг с другом без сговора по поводу цен между собой. Допустим, что одна из фирм изменит цену на свой товар. В этой ситуации возможны две реакции:
- следование – когда олигополисты следуют любому изменению цены одной из фирм, т.е. копируют её ценовое поведение;
- игнорирование – если олигополисты никак не реагируют на изменение цены.
При выборе реакции следования любое понижение цены одной из фирм приведет к незначительному росту её продаж, т.к. другие конкуренты последуют её примеру и не позволят ей получить какое-нибудь преимущество в цене. То же и с повышением цены.
В случае реакции игнорирования, если одна из фирм понизить цену, то она добьётся значительного роста продаж за счет других конкурентов.
Если же она повысит цену, то будет вытеснена с рынка (продавая по ценам выше конкурентов, она будет терять при продаже в пользу конкурентов за счет резкого снижения объема продаж). Таким образом, спрос при реакции игнорирования будет более эластичен, чем при реакции следования.
Логично предположить, что если между олигополистами нет тайного сговора, то в случае понижения цены конкуренты будут следовать примеру сделавшей этой фирмы (не давая ей, т. образом, увеличивать объем продаж за счет свой счет), в случае же повышения цены игнорировать её (вытесняя конкурента с рынка, увеличения объема продаж за его счет).
Во-вторых, контроль за ценами может осуществляться путем тайного сговора (или скрытого соглашения) между олигопольными фирмами о фиксации цен и разделении рынка.
Одной из форм соглашения между участками олигополии является картель. Цель картельного соглашения – устранение или ослабление свободной конкуренции, контроль за ценами и обеспечение высокой прибыли участками. Все участки картели сохраняют коммерческую и производственную самостоятельность. Однако для скрытого соглашения имеются и ограничения:
- значительные различия в спросе и издержках пытающихся договориться фирм;
- сложность договориться при большом числе фирм;
- возможность мошенничества, т.е. скрытое не оговоренное соглашением снижение цен;
- тайный сговор может быть нарушен или изменен при вступлении новой фирмы в олигопольную структуру;
- правовые препятствия (антитрестовское законодательство в США, антимонопольное законодательство в России)
Третьей форма контроля над ценами является координация ценового поведения без прямого тайного сговора (по принципу «равнения на лидера»). Среди участников олигополии выделяется фирма – лидер по вопросам ценообразования. Данная фирма первая изменяет цены, остальные следуют за ней.
Таким образом, при формировании ценной политики учитывается реакция со стороны конкурентов, т.е. ведется согласованная деятельность в области ценообразования.
4)Вступление в олигопольную отрасль новых фирм очень затруднено из-за целого комплекса ограничений. Основные из них:
а) эффект масштаба, согласно которому для низких издержек на единицу продукции необходимо быть крупным производителем, т.е. вступление в отрасль ограничивается нижним порогом требующего капитала;
б) владение патентами ограничивает вступление других фирм;
в) контроль над стратегическим сырьем;
г) расходы на рекламу;
д) эффект слияния в целях увеличения рыночной доли и усиление рыночной власти, что не способствует привлечению других фирм.
5)Ценовые соглашения, как правило, сочетаются с неценовыми конкуренцией, возможность которой подкреплена значительными финансовыми возможностями олигополистов.
6)Олигополия охватывает производство важнейших металлов, отрасли машиностроения, электротехники, электронной промышленности
Таким образом, политика ценообразования зависит от типа рынка (т.е. уровня конкуренции) и за исключением случаев работы на рынках чистой конкуренции фирмам необходимо иметь упорядочную методику установления исходной цены на свои товары.