Монополистическая конкуренция имеет характерные черты, родившиеся из «сплава» конкуренции и монополии в их чистых Фомах.
1) На рынке действует достаточно много фирм, но их количество на несколько порядков меньше, чем в условиях чистой конкуренции
2) На рынке имеется дифференциация продукта, выпускаемого фирмами. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением, сопутствующими сервисными услугами, поэтому сделки осуществляются не по единой рыночной цене, а в широком ценовом диапазоне.
3) Контроль над ценами ограничен из-за относительно большого числа фирм (почти невозможно тайный сговор фирм по поводу ограничения объемов производства и регулирования цен).
4) Вступление новых предприятий в отрасль с монополистической конкуренцией, как правило, осуществляется достаточно легко. Нет потребности в относительно крупном капитале. Однако финансовые затраты больше, чем при чистой конкуренции, поскольку необходимы вложения в отработку собственной разновидности продукта и в рекламу.
5) Ценовая и неценовая конкуренция сопутствуют друг другу. В неценовой конкуренции особое место занимают поиск и реклама своего товарного знака, марки, клейма.
6) Признаки монополистической конкуренции в наиболее чистом виде наблюдаются в различной торговле, легкой промышленности.