Рынок чистой монополии является антиподом рынка чистой конкуренции.
1) На рынке функционирует одна фирма монополист.
2) Производимый продукт является уникальным, близких заменителей которому нет.
3) Фирма осуществляет значительный контроль над ценой своего продукта (по существу, она диктует цену), регулируя её в случае падения спроса изменением предложения товара. Фирма – монополист не всегда запрашивает максимально возможную цену по следующим причинам:
- болезнь введения государственного регулируются цен;
- нежелание привлекать конкурентов;
- стремление быстрее проникнуть – благодаря невысоким ценам – на всю глубину рынка.
4) Вступление в монопольную отрасль других предприятий блокировано фирмой монополистом экономическими, финансовыми, технологическими и другими преградами.
5) Неценовая конкуренция, в частности коммерческая реклама продукта, почти не ведется. В основном рекламируется лояльность монополии по отношению к общественным организациям и потребителям в целом.
6) Черты чистой монополии в наиболее полном объеме встречаются у местных предприятий общественного пользования (служба быта), в небольших населенных пунктах с одним универмагом, одной телефонной станции и т.п.