1) На рынке действует множество независимых фирм – продавцов, что препятствует их объединению; все действуют разобщено, на собственный страх и риск.
2) Преобладает стандартизированная продукция (зерно, металлы, ценные бумаги). Больших различий в уровне качества нет, поэтому покупателю безразлично, у какого продавца сделать покупку.
3) Контроль над ценами отсутствует. Они стихийно формируются рынком, под воздействием меняющегося соотношения спроса и предложения. Установить цену выше сложившихся рыночной нельзя, поэтому что по такой цене ничего не купят (покупатели могут приобрести необходимое количество товара по рыночной цене у других продавцов). Устанавливать цену ниже рыночной не имеет смысла, т.к. можно продать все по существующей рыночной цене (в противном случае уменьшается прибыль фирмы). Таким образом, продавцу остается только «согласиться» с рыночной ценой, и проблема для него заключается в том, чтобы уложиться со своими издержками в установившуюся цену.
4) Вступление или выход из той или иной отрасли осуществляется беспрепятственно.
5) Различия в качестве продукции, её рекламе, сбыте практически отсутствуют, что не дает возможности развивать неценовую конкуренцию.
6) Черты чистой конкуренции характерны в основном для мелкого сельского хозяйства, товарной и фондовой бирже.