Предприятие «Альфа» специализируется на производстве мебели. Основными являются 3 вида продукции: книжные полки, наборы дачной мебели, наборы кухонной мебели.
Выручка от реализации всех видов продукции равна 456,5 тыс. руб. и распределяется по изделиям следующим образом: книжные полки – 148,5 тыс. руб.; дачная мебель – 138 тыс. руб. и кухонная мебель – 170 тыс. руб. Косвенные издержки – 164 тыс. руб. Прямые издержки представлены в нижеследующей таблице.
Показатель
Полки
Дачная
мебель
Кухонная
мебель
Прямые издержки,
тыс. руб.
91,5
66,5
88,5
Косвенные издержки, тыс. руб.
20,0
57,0
87,0
Всего издержек,
тыс. руб.
111,5
123,5
175,5
Выручка от реализации, тыс. руб.
148,5
138,0
170,0
Прибыль (убыток),
тыс. руб.
37,0
14,5
–5,5
Рентабельность
(к полным издержкам), %
Выбрать наиболее рентабельный вид продукции.
Решение.
Вариант 1. Калькулирование по полной себестоимости.
Косвенные издержки распределяются по изделиям пропорционально затратам труда на их изготовление: книжные полки – 0,2 ч/шт., набор дачной мебели – 0,6 ч/шт.; набор кухонной мебели – 0,9 ч/шт.
На основе калькулирования по полной себестоимости предприятие «Альфа» может увеличить выпуск книжных полок (рентабельность 33%) за счет снятия с производства наборов кухонной мебели.
Вариант 2. Списание издержек по сокращенной номенклатуре затрат.
Данный метод калькулирования не предполагает распределения косвенных издержек по отдельным видам продукции.
Показатель
Полки
Дачная
мебель
Кухонная
мебель
Выручка от реализации,
тыс. руб.
148,5
138,0
170,0
Прямые издержки, тыс. руб.
91,5
66,5
88,5
Валовая маржа, тыс. руб.
57,0
71,5
81,5
Рентабельность (валовая маржа к сумме прямых
издержек), %
62,3
107,5
92,1
Прибыль = 57 + 71,5 + 81,5 – 164 = 46 тыс. руб.
При использовании в расчетах показателя валовой маржи производственная программа изменяется кардинальным образом. Предприятие «Альфа» может сосредоточить свое внимание на производстве наборов дачной и кухонной мебели за счет сокращения выпуска книжных полок.
Вариант 3.
Количественные ограничения изменения производственной программы рассчитываются с помощью основных показателей операционного анализа.
Показатель
Всего
Полки
Дачная
мебель
Кухонная мебель
Выручка от реализации, %
32,5
30,2
37,3
Косвенные затраты (пропорционально выручке от реализации по каждому изделию), тыс. руб.
53,3
49,5
61,2
Валовая маржа к выручке, %
38,4
51,8
Порог рентабельности,
тыс. руб.
356,5
138,8
95,6
127,5
Запас финансовой прочности, тыс. руб.
9,7
42,4
42,5
То же, %
6,5
30,7
Сила операционного рычага
4,5
15,4
3,3
По результатам операционного анализа лучше всего выглядят группы дачной и кухонной мебели с высокими процентами валовой маржи, более чем 40-процентными запасами финансовой прочности и, следовательно, низкими показателями предпринимательского риска.