Данный метод состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки – прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название «добавленной» или «маржинальной» прибыли.
Переменные издержки (прямые) являются нижним пределом цены, ниже которого ни один производитель не будет оценивать свою продукцию. Предел цены опускается до этого уровня только в определенных случаях, например, при применении стратегии проникновения на рынок. Это позволяет в условиях сильной конкуренции установить более низкий уровень цен на данный товар и за счет этого добиться увеличения продаж и получения приемлемой прибыли. Но поскольку постоянные издержки должны быть возмещены фирмой в общей ее выручке, данный подход не может быть использован для всех товаров, выпускаемых фирмой одновременно. Другой случай реализации товара по цене на уровне переменных издержек, когда имеются большие незагруженные мощности и стоит вопрос о выживании фирмы.
Условный пример определения цены методом прямых затрат.
Предполагаемая цена единицы продукции
18.00
16.00
15.00
14.00
Сумма переменных (прямых) затрат (произв. и сбытовых) на ед. прод.
8.5
8.5
8.5
8.5
«Маржинальная» прибыль на ед. прод.
9.5
7.5
6.5
5.5
Ожидаемый объем продаж, шт
Суммарная «маржинальная» прибыль
Постоянные затраты при 100% использовании производственных мощностей
Прибыль от реализации
Таким образом, если в случае применения метода полных затрат расчет начинается с суммирования всех затрат, связанных с производством продукции, то в случае метода прямых затрат фирма начинает с оценки потенциального объема продаж по каждой предполагаемой цене. Подсчитывается сумма прямых переменных затрат и определяется величина наценки («маржинальной прибыли») на единицу продукции и на весь объем прогнозируемых продаж по предполагаемой цене. Вычитая из полученной суммарной маржинальной прибыли постоянные расходы, определяют прибыль при реализации продукции.
Из условного примера видно, что наибольшую прибыль предприятие получит при реализации 800 единиц по цене 15.
Метод прямых затрат позволяет с учетом условий сбыта находить оптимальное сочетание объемов производства, цен реализации и расходов по производству продукции.