Кроме вышеперечисленных, недостатком метода полных затрат является условное отнесение на себестоимость постоянных накладных расходов (например, аренда заводоуправления или расходы по содержанию гаража и автомобиля директора), которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами для производства данного товара. Это искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия. В приведенной выше задаче 9 постоянные расходы относились на себестоимость продукции пропорционально заработной плате производственных рабочих, если же в качестве распределения была бы выбрана другая база, то и результат получился бы иной. Покажем это на следующем примере.
Предположим, фирма производит три вида товаров. Необходимо рассчитать себестоимость единицы продукции при распределении постоянных издержек пропорционально заработной плате производственных рабочих, затратам на материалы, переменным издержкам. А также рассчитать прибыль на единицу изделия и цену при рентабельности затрат 15%.
Товар X
Товар У
Товар Z
Всего
1. Количество единиц
2. Переменные издержки, всего, руб.
— на заработную плату производственных рабочих
— на материалы
59 100
3. Общие постоянные издержки, руб.
4. Распределение постоянных издержек между товарами:
4.1. пропорционально заработной плате производственных рабочих
4.2. пропорционально затратам на материалы
4.3. пропорционально переменным издержкам
5. Общая себестоимость, руб. при распределении постоянных расходов:
— по способу 4.1.
— по способу 4.2.
— по способу 4.3.
Себестоимость единицы товара, руб.
Прибыль на единицу товара, руб.
Цена единицы
товара, руб.
X
Y
Z
X
Y
Z
X
F
Z
по способу 4.1
2,83
3,04
9,72
0,42
0,46
1,46
3,25
3,50
11,18
по способу 4.2
3,55
3,68
5,68
0,53
0,55
0,85
4,08
4,23
6,53
по способу 4.3
3,35
3,50
6,83
0,50
0,53
1,02
3,85
4,03
7,85
В результате расчетов получены разные цены по одному и тому же товару, так по товару Z цена колеблется от 6,53 руб. до 11,18 руб., что составляет более 40%.
Метод полных затрат наиболее распространен на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен по традиционным товарам, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Наиболее эффективен данный метод при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности.
Более совершенным, но и более сложным по сравнению с методом полных затрат, является многофакторный подход к ценообразованию, стремящийся учитывать целый комплекс условий, формирующих цену (рассмотрены ранее). Определенное внимание при этом уделяется и издержкам, но не как основе цены, а как одному из факторов, ее определяющих.