Предприятие производит видеокассеты и продает их оптом по цене 20 ден. единиц за штуку. В таблице приведена информация о затратах на производство и реализацию в расчете на одну видеокассету.
№ п/п
Виды затрат
Сумма (ден. ед.)
1.
Прямые материальные затраты
2.
Прямые затраты на рабочую силу
3.
Переменные косвенные расходы
4.
Постоянные косвенные расходы
5.
Издержки обращения (переменные)
6.
Издержки обращения (постоянные)
0,5
Итого:
18,5
Производственная мощность предприятия – 15000 видеокассет в месяц, а фактический объем выпуска в месяц – 10000 штук.
Предприятие получило предложение о производстве дополнительной партии видеокассет объемом 1000 штук по цене 17 ден. единиц за штуку. Стоит ли принимать поступившее предложение?
На первый взгляд ответ должен быть отрицательным, поскольку цена одной видеокассеты по дополнительному заказу ниже полной себестоимости (18,5 ден. ед.). Однако в подобной ситуации следует рассуждать иначе.
Поскольку речь идет о дополнительном заказе, то все постоянные косвенные расходы уже учтены в калькуляции фактического выпуска видеокассет (10000 штук), то есть, заложены в себестоимость и цену производственной программы предприятия. Известно, что в определенном интервале объема выпуска постоянные расходы не меняются. Таким образом, принятие дополнительного заказа не приведет к их росту.
Это означает, что принимая решение о дополнительном заказе, цену этого заказа следует сравнивать с величиной переменных затрат (неполной или частичной себестоимостью), а не с полной себестоимостью продукции. В нашем примере переменные затраты, необходимые для производства одной видеокассеты, составят 13 ден. ед. Сравнивая их с ценой дополнительного заказа, можно констатировать, что этот заказ выгоден для предприятия и его следует принять. При этом каждая видеокассета принесет предприятию прибыль в сумме 4 ден. ед. (17 – 13).