русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Тема 3.3. Ценообразование на услуги


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 2303; Нарушение авторских прав


 

 

Согласно ст. 779 Гражданского кодекса РФ услуга – это совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности.

Сфера услуг – это совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых в системе общественного производства выражается в производстве и реализации материальных и нематериальных услуг для населения.

Услуги имеют характерные черты, которые отличают их от товаров:

– неосязаемость;

 

 


– неразрывность производства и потребления услуги;

– непостоянство качества;

– несохраняемость.

Перечисленные особенности услуг влияют на процессы ценообразования.

Неосязаемость, нематериальный характер услуги усложняет процесс

формирования цены как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения производителя, поскольку затрудняется определение экономической ценности услуги как товара до момента ее получения и потребления. Потребитель, не имея возможности получить надежную информацию о положительных и отрицательных отличиях услуги, соизмеряет цену безразличия (цену альтернативной услуги) и цену данной услуги, принимаемую как показатель качества. Производителю при этом важно доказать потребителю наличие и значимость положительных отличий услуги (надежность, наличие сопутствующих услуг, возможность экономии времени потребителя и т.д.), повышающих ценность услуги и, соответственно, что позволяет ему увеличить цену.

Неразрывность производства и потребления услуги обусловлена тем, что слуга всегда оказывается по требованию потребителя в момент его обращения и, следовательно, носит индивидуальный характер и требует полного соответствия спроса и предложения на данном рынке в данный момент времени. При этом объем спроса во многих отраслях сферы услуг подвержен существенным временным колебаниям, (сезонным и по времени суток). Это связано с предпочтениями населения (например, летний отдых) и особенностями потребления (в свободное от работы время). Соответственно, в пиковый период предельные затраты велики вследствие ограниченной мощности, а в период спада они намного ниже. В целях максимизации прибыли важно устанавливать более высокую цену в пиковый период и более низкую – в остальное время. Это дает возможность определить оптимальные цены для различных периодов времени. Это связано с тем, что предельные издержки по обслуживанию потребителей в разные периоды времени не совпадают, так же как и величина спроса.



Непостоянство и изменчивость качества – также характерные черты услуги и вызваны индивидуальным характером производства. Процесс производства и потребления услуги имеет определенную протяженность во времени, следовательно, ценность услуги для потребителя зависит как от результата оказания услуги, так и от процесса, который его сопровождает и ему предшествует. Это дает основание для дифференциации цен в зависимости от качественных параметров названных процессов (например, надбавка за повышенное качество обслуживания).

Несохраняемость услуги (ее нельзя накапливать и перевозить) ведет к структурным изменениям цены. В подавляющем большинстве случаев цена

 


услуги не включает в себя торговые наценки (оптовые и розничные). Цена услуги выполняет функции как оптовой, так и розничной цены.

Высокая общественная значимость услуг также нашла свое отражение в структуре цены: в составе цены услуги отсутствуют акцизы, а в ряде случаев

– налог на добавленную стоимость).

Цены в сфере услуг могут рассчитываться:

– на единицу потребляемой услуги;

– как интегральные (агрегатные), представляющие собой сумму цен на отдельные виды работ, необходимых для оказания данной услуги;

– в комплексе при реализации взаимодополняющих услуг;

– по принципу абонемента, дающего право пользоваться услугой в течение определенного времени без ограничения объема.

Многофункциональность цены услуги обусловила множество ее специфических форм, среди которых выделяют тариф, плату и абонемент.

«Тариф» – исторически сложившееся название разновидности цены на услуги коммунального хозяйства, связи, городского транспорта.

«Абонемент» – разновидность цены, которая является формой выражения средневзвешенной цены, установленной на основе средних затрат и норм потребления услуг без учета реального объема потребления.

Термин «плата» использовался для характеристики льготной цены,

когда часть затрат потребителя возмещается из бюджета. Ранее данный термин обычно употреблялся в отношении жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время понятие «плата» применяется только по отношению к оплате услуг детских дошкольных учреждений.

Специфика формирования цен в сфере услуг заключается в следующем.

1. Необходимо четко определить носителя цены (детализировать содержание пакета услуг, который предлагается потребителю).

2. При установлении цены важно ориентироваться на ценность предоставляемой услуги, а не на затраты, связанные с ее оказанием.

3. Для рынка услуг характерна высокая чувствительность к изменению цены: относительно небольшие изменения цен могут вызвать значительные колебания спроса. Широкое применение дифференциации цен (в зависимости от сезона, времени суток) позволит предугадать и сгладить последствия таких колебаний.

4. Сфера услуг предоставляет широкие возможности для применения различных форм ценовой дискриминации:

– ценовой дискриминации первой степени (совершенной), при которой на каждую единицу услуги устанавливается своя цена, равная цене ее спроса;

– ценовой дискриминации второй степени (несовершенной): цена единицы услуги зависит от ее количества;

– ценовой дискриминации третьей степени (сегментация рынка): цена единицы услуги различается на различных сегментах рынка.

 


5. Локальный характер рынка и существование естественной монополии обуславливают необходимость управления ценообразованием как со стороны федеральных, так и местных органов власти.

6. Наличие большого количества взаимозаменяемых услуг требует разработки соответствующей ценовой стратегии и сегментации рынка.

В сфере услуг применяются те же стратегии ценообразования, что и на

товары.

В число новых эффективных ценовых стратегий входит двухчастный тариф (включает две части – фиксированную (за основную услугу) и переменную (за дополнительные услуги)), тариф « с искажением»: уплатив входную плату, потребитель имеет право на получение определенного количества единиц услуги бесплатно (услуги сотовой телефонной связи, Интернета).

В некоторых случаях, наоборот, отсутствует входная плата, что привлекает потребителей и позволяет фирме увеличить прибыль за счет более высокой платы за пользование услугой.

Цены на большинство услуг являются свободными, и устанавливаются фирмой исходя из конъюнктуры рынка, качества услуги и процесса обслуживания, уровня затрат на их оказание.

 

 

Контрольные вопросы к теме 3.3.

 

 

1. Охарактеризуйте отличие услуги от товара.

2. Назовите специфические формы цены услуги.

3. Определите особенности структуры цены в сфере услуг.

4. Назовите особенности специфики формирования цен на услуги.

5. Охарактеризуйте применяемые формы ценовой дискриминации в сфере услуг.

6. Назовите существующие и ценовые стратегии в сфере услуг.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3.2. Цены на продукцию производственно-технического назначения | Тема 3.4. Ценообразование на объекты интеллектуальной собственности


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.