Ценообразование на продукцию производственно – технического назначения подчиняется общим закономерностям, однако при этом имеет ряд особенностей.
Эти особенности вызваны видом продукции, ее назначением и кругом участников рынка.
Рынок продукции производственно – технического назначения характеризуется широкой и разнообразной номенклатурой, наличием сложной структуры производящих и потребляющих отраслей, высокой степенью диверсификации машиностроительных фирм, разнообразием технико – экономических характеристик машин и оборудования, быстрое изменение которых вносит серьезные коррективы в формирование их конкурентоспособности и цен.
Продукция производственно – технического назначения необходима для реализации технологических процессов создания товаров или услуг. В связи с этим рынок продукции производственно – технического назначения может быть охарактеризован как рынок факторов производства, а особенности ценообразования такого рынка связаны с особенностями факторного рынка:
– производный характер спроса на данном рынке, т.е. спрос определяется конъюнктурой на рынках товаров, для изготовления которых используется производственно – техническая продукция;
– в качестве субъектов рынка выступают фирмы – производители и фирмы – потребители, а также посредники (дилеры) и государственные организации, приобретающие производственно – техническую продукцию для осуществления деятельности, связанной с созданием общественных благ;
– возможно существование различных рыночных структур как среди фирм – потребителей, так и фирм – производителей;
– многие виды продукции используются длительное время, поэтому фирме - потребителю важен не только уровень цены, но и уровень затрат по эксплуатации продукции;
– полезность продукции производственно – технического назначения
обычно можно оценить количественно на основе параметров, фиксируемых в технической документации.
Названные особенности рынка продукции производственно – технического назначения определяют и отличия процессов формирования цен на данную продукцию по сравнению с потребительскими товарами.
С точки зрения особенностей ценообразования продукцию производственно – технического назначения можно разделить на два класса:
1. Товары, приобретаемые однократно – это элементы основного капитала (машины, оборудование, транспортные средства);
2. Товары, приобретаемые многократно:
– сырье;
– материалы;
– комплектующие.
По экономическому назначению продукция производственно –
технического назначения может быть разделена на три группы:
1. производство конечной продукции (комплектующие);
2. формирование производственного капитала (оборудование);
3. обеспечение условий производственной деятельности.
Экономическое назначение продукции оказывает непосредственное влияние на эластичность спроса по цене. Поскольку спрос на конечную продукцию менее эластичен, чем спрос на используемое сырье и комплектующие, эластичность будет наиболее высокой для товаров первой группы, так как затраты, связанные с ее использованием, непосредственно входят в состав прямых переменных затрат. Более низкая эластичность к ценам на машины и оборудование, так как затраты на их приобретение входят в удельные затраты на изготовление продукции опосредованно – через амортизацию. Для товаров третьей группы характерна минимальная эластичность.
Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что при определении цены продукции производственно – технического назначения разработчики используют в основном три концепции: затратную, результативную и компромиссную.
В основе затратной концепции лежит определение цены продукции производственно – технического назначения через текущие затраты на ее создание и оговоренную прибыль:
Ц С П ,
где Ц – цена продукции производственно – технического назначения,
С – текущие затраты на создание (себестоимость),
П – прибыль.
На модернизированную продукцию производственно – технического назначения, имеющую ценовые аналоги, цена определяется исходя из цены аналога и нормативных стоимостных оценок (доплат, скидок) по формуле:
Ц н Ц б (1
I ) Р П ,
100
где
Ц н , Ц б - цена, соответственно, единицы новой продукции и аналога, руб.,
I - индекс качественной характеристики, за прирост (изменение) которой начисляются доплаты (скидки),
Р, П – нормативная оценка (доплаты, скидки) за прирост качественной
(количественной) характеристики,
Р - устанавливается в процентах, П – в рублях.
Результативная концепция применяется преимущественно при определении цены на новую продукцию производственно – технического назначения, по которой может быть рассчитан и реализован экономический эффект, и определяется по формуле:
Ц К Э ,
где Ц – цена продукции производственно – технического назначения,
К - коэффициент, определяющий долю экономического эффекта,
включаемого в цену,
Э - экономический эффект.
Согласно компромиссной концепции цена продукции производственно
– технического назначения формируется из суммы затрат на научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы и прибыли, исчисленной в виде определенного процента от экономического эффекта, ожидаемого от новшества:
Ц С К Э ,
где Ц – цена продукции производственно – технического назначения,
С – себестоимость,
К – коэффициент, определяющий размер прибыли в цене,
Э – экономический эффект.
В нашей стране цены на продукции производственно – технического назначения определяются в основном по следующей модели:
Ц С П ,
где Ц – договорная цена на продукцию производственно – технического назначения,
С – себестоимость,
П – прибыль.
При расчете себестоимости единицы изделия следует руководствоваться двумя основными документами:
1. Основными положениями о составе затрат, включенных в
себестоимость продукции (соответствующие ПБУ);
2. Отраслевыми методическими рекомендациями по составу, учету и калькуляции затрат в себестоимости продукции.
Для расчета плановой себестоимости необходимо знать следующие данные, которые, как правило, берутся из конструкторской документации на изделие:
– расход сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, топлива и
энергии на единицу изделия;
– возвратные отходы на единицу изделия;
– трудоемкость изготовления изделия.
При расчете прибыли в цене продукции производственно –
технического назначения используются разные подходы.
Для «безэффектных» работ прибыль, как правило, определяется по нормативу рентабельности к полной себестоимости, к собственным затратам, к заработной плате:
П Rc C,
П Rсоб Ссоб ,
П Rз З ,
где П – прибыль в цене продукции производственно – технического назначения,
R с– рентабельность к себестоимости,
С – себестоимость,
Rco6 – рентабельность к собственным затратам,
Сco6 – собственные затраты (себестоимость за вычетом прямых материальных
затрат, стоимости спецоборудования и затрат по работам, выполняемым
сторонними организациями),
R з– рентабельность к заработной плате,
3 – заработная плата в себестоимости продукции производственно –
технического назначения.
Для новой продукции производственно – технического назначения, использование которой характеризуется значительной эффективностью, прибыль формируется в нормативном отношении к величине гарантированного экономического эффекта:
П К Э ,
где П – прибыль в цене продукции производственно – технического назначения,
Э – гарантированный экономический эффект от использования продукции у потребителя,
К – коэффициент учета гарантированного экономического эффекта в цене; устанавливается по согласованию сторон в зависимости от характера работ, степени риска и других факторов.
Практика ценообразования на продукцию производственно – технического назначения базируется также на нормативно – параметрических методах ценообразования.
Применение параметрических методов для обоснования оптовых цен на продукцию производственно – технического назначения предполагает наличие:
– системы справочно–информационного обеспечения (нормативно– технической документации, основных ценообразующих параметров, технико– экономических нормативов);
– унифицированных, машинно-ориентированных форм информации;
i
типовых проектных решений и расчетов прикладных программ.
Более подробно параметрические методы ценообразования рассмотрены в теме 2.5.
Применение параметрических методов ценообразования позволяет установить обоснованность установленной цены по сравнению с ценами аналогов. Алгоритм такого сравнения включает два этапа.
1. Расчет коэффициента конкурентоспособности по сравнению с аналогом по следующей формуле:
Важно отметить, цены и объемы продаж продукции производственно – технического назначения, в большей мере, чем на рынках потребительских товаров, зависят не только от свойств товара, но и от элементов коммерческой деятельности. Исключительно важен и сформированный фирмой на рынке имидж своей торговой марки, т.е. устойчивое мнение покупателей о качестве, надежности или иных потребительских параметрах продукции этой марки.
Контрольные вопросы к теме 3.2.
1. Назовите отличия рынка продукции производственно – технического назначения от других рынков.
2. Определите факторы, определяющие особенности ценообразования на продукцию производственно – технического назначения.
3. Назовите отличия процессов формирования цен на продукцию производственно – технического назначения по сравнению с потребительскими товарами.
4. Назовите методы расчета цен на продукцию производственно –
технического назначения.
5. Почему параметрические методы ценообразования являются основными для продукции производственно – технического назначения?