русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Тема 1.4. Ценообразование и структура рынка


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 1588; Нарушение авторских прав


 

 

Особенности ценообразования на рынках различных типов. Деятельность продавца в области ценообразования в значительной степени зависит от типа рынка, на котором он работает. В зависимости от степени свободы конкуренции различают четыре основных типа рынка.

1. свободная конкуренция;

2. монополистическая конкуренция;

3. олигополия;

4. монополия.

Рынок свободной конкуренции характеризуется:

наличием большого числа производителей и покупателей товара, в результате чего доля каждой фирмы на рынке незначительна;

 


полной мобильностью всех ресурсов, создающая легкость вступления на рынок и выхода из него;

однородностью товаров и услуг;

информированностью покупателей и продавцов о ситуации на рынке

(прозрачность рынка).

В области ценообразования на рынке свободной конкуренции:

цены предложения равны ценам спроса на эти товары, но цены достаточно подвижны, не остаются неизменными. В условиях свободной конкуренции цена и предложение отдельных фирм не оказывают влияния на рыночное равновесие. Однако предложение отрасли в целом, меняющееся в результате изменения цен ресурсов, природно-климатических факторов и т.п., может на него повлиять;

отсутствие барьеров для вступления в рынок ведет к росту общего предложения и падению цен;

эластичность спроса и предложения. При сопоставимости основных параметров товаров ценовой фактор может оказать существенное воздействие на покупателей, а при легкости вхождения в рынок и выхода на него цена выступает значительным стимулом для продавца;

отрицательная перекрестная эластичность. Наличие

взаимозаменяемых товаров дает большие возможности покупателю при выборе товаров;

для продавцов, работающих на рынке свободной конкуренции, характерна политика приспособления к ценам, сложившимся на рынке. Доля каждого продавца на рынке настолько мала, что его индивидуальное поведение не оказывает никакого влияния на уровень цен;



оптимум прибыли можно достичь через изменение затрат производителя, которые зависят от объема продаж, главной задачей становится контроль за издержками;

в условиях неполной информации о конъюнктуре может действовать несколько различных цен

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, при которой многие продавцы конкурируют при продаже дифференцированных товаров на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Особенности рынка монополистической конкуренции:

товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товара, предлагаемого другими фирмами, и имеет высокую положительную перекрестную эластичность. Дифференциация товаров возникает из-за различий в потребительских свойствах, качестве, рекламе. Для потребителя часто имеет значение имидж фирмы;

на рынке существует относительно большое число продавцов, доля которых может составлять от 1 до 10% продаж на рынке в течение года. Ни одна фирма не имеет существенных преимуществ перед конкурентами;

 


на рынке есть условия для свободного входа и выхода. Могут существовать барьеры для входа в рынок, в качестве которых можно назвать лицензии, патенты, торговые марки.

Особенности ценообразования на рынке монополистической конкуренции:

ценообразование осуществляется в условиях монополии предприятия

при установлении цены на свой фирменный товар, ограниченной наличием конкурентных заменителей других предприятий, представленных на рынке;

продавцы вынуждены осуществлять маркетинговые исследования с целью позиционирования своего товара, определения уровня цен, соответствующего качественным параметрам товара, вырабатывать собственную стратегию ценообразования;

продукция взаимозаменяема, поэтому спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены его продукции, но и от цен других конкурентов. Перекрестная эластичность спроса достаточно высока, но ее уровень может быть снижен приемами маркетинга;

при установлении цены или решения вопроса об объемах продаж продавцы учитывают в первую очередь реакцию покупателей, а не конкурентов.

Олигополия – рыночная структура, при которой большая часть

выпускаемой продукции производится несколькими крупными фирмами, каждая из которых достаточно велика и оказывает влияние на рынок собственными действиями.

Особенности олигополии:

несколько предприятий (до 10) обеспечивают весь рынок или его подавляющую часть;

вхождение на рынок товара затруднено, что может быть связано с лицензированием, эффектом масштаба, высокими расходами по вхождению в отрасль, естественными ограничениями;

товар может быть однородным или дифференцированным;

удельный вес отдельных предприятий составляет 20%, они способны влиять на цену и объем продаж;

предприятия зависимы от конкурентов и учитывают их реакцию.

Особенности ценообразования в условиях олигополии:

необходимо учитывать государственное регулирование деятельности предприятий на рынке данного типа;

стремление согласовывать действия в области ценообразования;

механизм согласования действий конкурентов зависит от структуры рынка;

возможно установление цен на минимальном уровне (ценообразование, сдерживающее вход в отрасль) с целью создать препятствия для появления на рынке новых конкурентов.

Монополия – тип рыночной структуры, для которой характерно:

 

 


присутствие на рынке единственного производителя;

отсутствие близких заменителей товара – монополиста;

существенные барьеры для входа на рынок делают невозможным появление конкурентов.

Особенности ценообразования монопольного рынка:

фирма – монополист не зависит от цен, складывающихся на рынке, а сама их устанавливает;

цены на товары ограничены покупательской оценкой их полезности относительно дохода и общим состоянием конъюнктуры рынка;

монополист должен учитывать возможные переключения спроса покупателей на товары – неполные заменители;

в связи с исключительным положением монополиста на рынке его деятельность часто регулируется государством.

Определение уровня отраслевой концентрации. При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Для измерения рыночной доли ведущих фирм и уровня концентрации рынка экономистами предложен ряд показателей.

1.Пороговая доля рынка – показатель размера крупнейших фирм. По российскому антимонопольному закону 1995 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» безусловным монополистом признается предприятие, контролирующее более

65% рынка. Фирма, имеющая на рынке пороговую долю от 35% до 65% также может быть признана монополистом, если антимонопольные органы докажут, что она занимает доминирующее положение на рынке и злоупотребляет им.

2. Индекс концентрации CR. Характеризует долю нескольких крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. Определяется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке.

Например, для трех крупнейших фирм:


 

CR3 =


ki ,

i 1


гдеki


доля i-ой крупнейшей фирмы в отрасли в %.


Если индекс концентрации приближается к 100%, то рынок характеризуется высокой степенью монополизации, если же он немногим больше нуля, то его можно рассматривать как конкурентный.

Однако индекс концентрации не учитывает особенности рыночной структуры всей отрасли. Например, при анализе двух отраслей и в каждой крупнейшие фирмы производят 60% всей продукции отрасли, получим одинаковый индекс концентрации. При этом рыночная ситуация в них может быть различна, так как в одной отрасли всего 10 фирм, а в другой – 100. Кроме того, в самом «ядре» рынка может быть различное распределение долей.

 


Данный показатель приемлем в качестве грубого индикатора, характеризующего наличие в отрасли небольшого числа доминирующих фирм или в качестве дополнительного показателя, применяющегося совместно с другими показателями концентрации.

3. Индекс Линда. Данный индекс, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуации на периферии рынка. Однако, в отличие от него, индекс Линда ориентирован на учет различий в «ядре» рынка.

Для двух крупнейших фирм он равен процентному отношению их рыночных долей:


L
I k1

k2


 

100% .


Если k1 = 50%, k2 = 25%, то


Il = 200%.


Для трех крупнейших фирм индекс Линда определяется по формуле:


Il 2

Для четырех фирм:


k1

k2 k3 ) / 2


k1 k2 / 2

k3


 

100% .


l
I 1

3 k2


k1

k3 k4 / 3


k1 k2 / 2

k3 k4 / 2


k1 k2

k4


k3 / 3


 

100%.


 

 

Индекс Линда используется для определения «границы» олигополии следующим образом: индекс рассчитывается для m=2 и m=3 и т.д. до тех пор,


пока


Lm 1 не станет больше


Lm, т.е. не будет получено первое нарушение


непрерывности показателя L. «Граница» считается установленной при


достижении значения Lm


минимального значения по сравнению с


Lm 1


4. Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI). Данный индекс можно также рассматривать как индекс концентрации, однако он характеризует не долю рынка, контролируемую несколькими крупнейшими компаниями, а распределение «рыночной власти» между всеми субъектами данного рынка.

Показатель рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей (в процентах) всех субъектов рынка в общем его объеме:

n

k ,
i ,
HHI 2

i 1


где ki


доля i – й фирмы в отрасли в %, n – количество фирм в отрасли


(часто берут n=50).

Максимальное значение соответствует ситуации, когда рынок полностью монополизирован одной фирмой.

В этом случае очевидно:


HHI = 100%2


10000 .


Если число фирм больше единицы, то HHI может принимать различные значения в зависимости от распределения рыночных долей.

 

 


Индекс Херфиндаля-Хиршмана используется в США в качестве ориентира для определения возможности слияния фирм. Если HHI < 1000 – рынок считается неконцентрированным и слияния беспрепятственно допускаются. Если 1000 < HHI < 1800 – рынок умеренно концентрированный, однако уровень выше 1400 может потребовать дополнительной проверки в целях разрешения слияния фирмам. Если же HHI > 1800 – рынок высококонцентрированный. В этом случае слияние фирм разрешается лишь при увеличении индекса Херфиндаля-Хиршмана менее чем на 50 пунктов (в результате слияния); если индекс увеличивается от 50 до 100 пунктов – назначается дополнительная проверка, если более 100 – слияние запрещается.

В отечественной практике оценка состояния концентрации на товарных рынках определяется по значениям индексов концентрации для трех крупнейших фирм и Херфиндаля-Хиршмана.

При CR3 < 45%, HHI < 1000 концентрация считается нормальной, при

45% < CR3 < 70%, 1000 < HHI < 2000 – средняя степень концентрации,

высокая степень концентрации достигается при CR3 > 70%, HHI > 2000.

По результатам анализа количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, устанавливается его принадлежность к высоко , средне и низкоконцентрированному рынку, оценивается наличие и степень развитости конкуренции. При заключении о целесообразности вмешательства антимонопольных органов в процесс формирования конкурентной среды на данном товарном рынке определяются направления, формы и методы этого вмешательства.

 

 

Контрольные вопросы к теме 1.3.

 

 

1. Какие признаки характеризуют рынок совершенной конкуренции?

2. Чем монополистическая конкуренция отличается от совершенной конкуренции?

3.Определите основные признаки монополистической конкуренции. Каков основной отличительный признак данной структуры от всех остальных рыночных структур?

4. Объясните суть олигополии и особенности ценообразования в условиях олигополии.

5. Чем характеризуется рыночная власть монополий?

6. Какими методами государство может регулировать деятельность естественной монополии?

7. Какие показатели используются для определения отраслевой концентрации? Чем различается их экономическое содержание?

 

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1.3. Регулирование цен | МОДУЛЬ 2. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ Тема 2.1. Содержание ценовой политики предприятия


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.007 сек.