русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Тема 1.3. Регулирование цен


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 1916; Нарушение авторских прав


 

 

В экономической литературе принято различать государственное и правительственное регулирование цен.

Государственное регулирование цен осуществляется нормами Конституции РФ. Так, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ основы ценовой политики находятся в ведении государственных органов. В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) оплата продукции и услуг по контрактным договорам определяется соглашениями сторон, фиксирующими в договоре уровень цены, а также существуют надбавки и скидки, применяемые по взаимному соглашению. В ГК РФ установлены нормы, запрещающие участникам сделок заключать соглашения о применении монопольных цен.

На механизм формирования цен большое влияние оказывают нормы, установленные в Налоговом кодексе РФ по всем видам налогов, что находит отражение в структуре цены.

Для выработки единого механизма регулирования цен необходимо принятие общефедерального закона о политике цен, механизмах и методах их регулирования. В отсутствии такого закона появляется необходимость устранения возникающих несоответствий, а регулирование цен осуществляется на основе постановлений, приказов и распоряжений Правительства РФ, федеральных государственных органов, органов субъектов Федерации и муниципальных объединений. Соответственно, государственное регулирование цен все больше приобретает форму правительственного регулирования.

Правительственное регулирование цен (тарифов) перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляется:

Правительством РФ;

Федеральными органами исполнительной власти;

Органами исполнительной власти субъектов РФ – в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.



Правительством РФ осуществляется регулирование цен (тарифов) на сжатый природный газ, производимый автомобильными газонаполнительными компрессорными станциями.

 

 


Федеральной службой по тарифам осуществляется регулирование цен

(тарифов) на:

природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ (кроме реализуемого организациями – производителями газа, не являющимися аффилированными лицами открытого акционерного общества

«Газпром», акционерных обществ «Якутгазпром», «Норильскгазпром»,

«Камчатгазпром» и «Роснефть – Сахалинморнефтегаз, а также реализуемого населению и жилищно – строительным кооперативам);

электрическую и тепловую энергию, вырабатываемую организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно - диспетчерскому управлению и иные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии (мощности), тарифы (цены) по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировку газа по трубопроводам.

Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет регулирование цен (тарифов) на нефтяной (попутный) газ, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, сжиженный газ для бытовых нужд (кроме реализуемого населению).

Региональными комиссиями субъектов РФ осуществляется регулирование цен (тарифов) на:

газ природный, реализуемый населению и жилищно – строительным кооперативам;

газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);

электрическую и тепловую энергию (за исключением тепловой энергии, вырабатываемой организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок); сбытовые надбавки организаций, осуществляющих регулируемую деятельность – гарантирующих поставщиков электрической энергии на розничные (потребительские) рынки электрической энергии, тарифы (цены) на которую регулируются РЭК;

топливо твердое, печное и бытовое, и керосин, реализуемый населению.

Регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке РФ всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно – правовых форм хозяйствования и форм собственности.

К предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства, применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки. Лица, виновные в нарушении норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), привлекаются к ответственности в установленном порядке.

 

 


Государственное регулирование цен и тарифов распространяется, в основном, на продукцию естественных монополий.

Общественное регулирование цен. В рыночной экономике, основанной на преобладающей роли частной собственности, участие в общественном регулировании рынка и цен играют такие организации, как Общественная палата при Президенте РФ, профсоюзы (рынок рабочей силы и ценообразование на потребительские товары и услуги), Общество потребителей и другие.

Формы и методы воздействия государства на цены. Формы и методы государственного ограничения ценообразования, используемые в рыночной экономике, представлены в табл. 1.3.1.

 

Таблица 1.3.1

 

Формы и методы государственного регулирования цен

 

 

Прямое регулирование Косвенное регулирование
Роль государства
Участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен Государство устанавливает правила для предприятий, в соответствии с которыми последние устанавливает цены, а также «правила игры» на рынке, вводя запреты на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка
Методы государственного ограничения свободы ценообразования
-общее замораживание цен; -установление фиксированных цен и тарифов; -установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени; -установление предельного норматива рентабельности; -установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок; -декларирование цен; -запрет на горизонтальное фиксирование цен; -запрет на вертикальное фиксирование цен. -меры, направленные на изменение величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, услуг; -регулирование доходов производителей продукции, продавцов и покупателей; -использование и применение совокупности разных способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке; -регулирование налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию;

 

Регулирование цен в зарубежных странах. В Австрии государственное регулирование цен осуществляется на основе «Закона о ценах» 1976 года редакции 1988 года. Цены находятся в ведении соответствующих подразделений Министерства экономики и Министерства сельского и лесного хозяйства. Законом определен перечень товаров и услуг, по которым министр экономики (а по фармацевтическим препаратам – министр здравоохранения)

 


имеет право устанавливать максимальные, минимальные и твердо фиксированные цены.

В законе предусмотрено, что при возникновении кризисной ситуации Министерством экономики может быть введено регулирование цен практически на любые товары на период кризиса. Кроме того, согласно закону, министр экономики может вводить регулирование цен на период до 6 месяцев на любой товар или вид услуг при условии необоснованного завышения цен в целом в отрасли или отдельным предприятием, группой предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

Цены на товары и услуги, на которые в Австрии существует государственная монополия, устанавливаются специальными постановлениями парламента (табак и табачные изделия, соль, почтовые сборы, телефонные, телеграфные и железнодорожные тарифы). Министерство финансов устанавливает цены на спиртные напитки.

В законе о ценах определены общие правила установления цен на импортируемые товары (фрукты, овощи, кофе, какао, удобрения, корма). На внутреннем рынке цены на эти товары не должны превышать фактические

закупочные импортные цены, увеличенные на размер экономически обоснованных издержек и прибыли импортера. В случае снижения или отмены таможенных пошлин на ввозимые товары должны пропорционально уменьшаться и цены на них на внутреннем рынке. Нарушение указанных правил наказывается денежным штрафом. Регулируются цены на лом и отходы черных металлов, фармацевтическое сырье и лекарственные препараты, газ, электрическую и тепловую энергию.

Американская администрация делает упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, основные из которых следующие: рестриктивная кредитно-денежная политика, регулирование учетной ставки федеральных резервных банков; сокращение дефицита государственного бюджета; расширение федеральных закупок товаров и услуг; рациональная налоговая политика.

Прямое государственное регулирование цен в США применяется лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования. Всего в США государством регулируется от

5 до 10% цен.

В политике ценообразования Финляндии государству принадлежат важные функции. Через Министерство торговли осуществляются планирование и контроль за ценами на продукты питания, зерно, энергоносители, продукцию вино водочной промышленности. Значительна роль государственного сектора в кредитовании предпринимательства, которое ориентировано на реализацию товаров и услуг по ценам, доступным для средних и низших слоев населения. Фирмы, организующие продажу товаров по низким ценам, получают от государства кредит на значительные сроки под низкие проценты. В целом система ценообразования в Финляндии

 

 


отличается гибкостью и стимулированием потребления, особенно в сфере розничных цен и услуг.

Через цены и налоговое регулирование обеспечивается проведение ряда мероприятий, направленных на повышение жизненного уровня населения. В Финляндии круглый год имеется широкий ассортимент овощей, фруктов, цитрусовых. Государство поощряет торговлю названными продуктами, не облагая налогом их ввоз в страну, а в ряде северных районов предоставляются льготы при реализации.

В Швеции наблюдение и контроль за ценами ведет специальный орган

– Государственное управление цен и конкуренции, подчиненное

Министерству гражданской администрации.

Закон о регулировании цен дает право осуществлять меры по прямому воздействию на цены (замораживание) либо в случае войны или опасности ее возникновения, либо при угрозе значительного общего повышения цен. Законом предусмотрена возможность для государства устанавливать максимальный уровень цен на отдельные товары; вводить порядок, при котором повышение цен допускается лишь после подачи предварительного уведомления об этом и обоснования размера повышения. Кардинальные решения по вопросам государственного регулирования цен, конкуренции и доходов принимаются только парламентом-риксдагом.

Воздействие на уровень цен осуществляется через государственную монополию и государственные мероприятия. Так, существует государственная монополия на винно-водочные изделия, почтовые и некоторые виды телекоммуникаций, почтовых услуг, на аптечную торговлю. Кроме того, государство жестко регулирует закупочные цены на такие виды сельскохозяйственной продукции, как зерно, молоко, мясо, яйца и ряд других продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, с учетом интересов фермеров.

В Швеции один раз в год с учетом роста цен ведется индексация доходов населения. Учитывается индекс цен на товары, входящие в минимальную потребительскую корзину, однако индексация доходов имеет ограниченные масштабы. Фактически она считается мерой, способствующей

«встраиванию» инфляции в механизм ценообразования.

В Японии государством регулируется около 20% потребительских цен, в том числе цены на рис, пшеницу, мясо и молочные продукты, железнодорожные тарифы, тарифы на водо- и теплоснабжение, электроэнергию и газ, образование и медицинское обслуживание. Несмотря на то, что прямое вмешательство государства в ценообразование минимально и проводится курс на ограничение любых форм контроля за ценами, правительство воздействует на цены отдельных товаров в интересах ведущих промышленных и торговых компаний, фермеров и их объединений.

Вопросами ценообразования занимается правительственный орган –

Бюро цен управления экономического планирования. В его функции входят:

 

 


контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, отслеживание уровня и динамики цен на товары, поддержание спроса на необходимом уровне, изучение тенденций спроса и предложения.

Помимо этого Бюро цен составляет макроэкономические прогнозы динамики цен, разрабатывает предложения по ценовой политике в стране, дает заключения на предложения отраслевых министерств по минимальным уровням цен.

Таким образом, государство в странах с рыночной экономикой не

уклоняется от задачи регулирования и контроля над ценами. В разных странах эти задачи решаются различными методами и подходами с учетом развития рыночной экономики каждой страны.

 

 

Контрольные вопросы к теме 1.3.

 

 

1. Что определяет необходимость разработки механизма государственной ценовой политики и регулирования цен в РФ?

2. Какие государственные структуры занимаются вопросами формирования, исполнения и контроля за государственной политикой цен?

3. Как организован порядок контроля за соблюдением дисциплины цен?

4. Перечислите способы прямого и косвенного воздействия государства на формирование цен.

5. Что является основной целью государственного регулирования цен в странах с развитой рыночной экономикой?

6. В чем заключается процесс регулирования и контроля цен в странах с развитой рыночной экономикой?

7. Какой опыт реформирования ценообразования зарубежных стран можно успешно использовать при дальнейшем рациональном формировании ценового механизма в нашей стране?

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1.2. Виды и функции цен | Тема 1.4. Ценообразование и структура рынка


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.