На железных дорогах мира наблюдается устойчивая тенденция ускорения грузовых перевозок. Здесь большой опыт имеют европейские страны, и в первую очередь Франция и ФРГ.
В грузовых перевозках Национального общества железных дорог Франции (SNCF) на долю ускоренных и скоростных поездов приходится 25 % общего пробега (без учета отправительских маршрутов). Около 100 ежесуточно отправляемых поездов имеют максимальную скорость 120 км/ч и примерно 10 поездов — 140 км/ч.
В ФРГ в настоящее время курсируют грузовые поезда с максимальной скоростью до 140 км/ч.
В Европе организована сеть трансъевропейских экспрессов ТЕЕМ, охватывающая железные дороги 18 стран. Поезда прямого сообщения преимущественно ориентированы на удобное для клиентов время отправления и прибытия. Время движения поездов системы ТЕЕМ определяется исходя из принятой минимальной участковой скорости 60 км/ч и дополнительного предусмотренного для этих экспрессов времени нахождения на пограничных и технических станциях, а также на некоторых участках со сложным профилем.
Максимальная масса поездов 1000 т, число осей 100. Графиковая скорость движения 85 — 100 км/ч, но по договоренности между заинтересованными железными дорогами она повышается до 120 км/ч. К перевозкам в системе ТЕЕМ массовые грузы не допускаются. Основное назначение поездов системы ТЕЕМ — доставка грузов в изотермических вагонах или в крупнотоннажных контейнерах.
В некоторых случаях допускается расширение номенклатуры перевозимых грузов. Например, прямые скорые поезда этой системы курсируют между северными и западными районами ФРГ и южными районами Франции. Эти прямые грузовые экспрессы получили название Nord-Mediterrant (N–M) и предназначены для доставки срочных грузов. Из Франции они перевозят сельскохозяйственную продукцию, табак и др. В обратном направлении из Германии следует, прежде всего, продукция химической и металлургической промышленности.
Основными преимуществами поездов N–M являются скорость, надежность и регулярность перевозок. Согласно опросам клиентуры, скорость является определяющим фактором при выборе вида транспорта. Однако этот фактор ценится клиентами, особенно в международных перевозках, только в сочетании с точностью и надежностью. Поезда N -М курсируют 5 раз в неделю. Отправленные поездом в пятницу грузы прибывают к адресату в понедельник.
В дополнение к системе ТЕЕМ в Европе создана система скоростных прямых грузовых поездов с гарантированной точностью движения (Eurail Cargo Zuqe), обеспечивающая связи между важнейшими промышленно-экономическими регионами.
Высокоскоростные пассажирские линии во Франции (TGV) и Германии (1СЕ) используются для доставки почтовых грузов со скоростью пассажирских экспрессов.
Во Франции это поезда TGV -Р (почтовые), в Германии — 1СЕ-G. Они ежегодно перевозят десятки тысяч тонн ценных грузов.
Существенной особенностью организации вагонопотоков в США является наличие регулярных грузовых поездов. Ими охватывается 80 % вагонопотока. Регулярные поезда специализированы, имеют по-стоянный маршрут следования, расписание и номер, в них включаются вагоны определенных назначений. Основное ядро регулярных поездов организуется на основе устойчивых грузопотоков.
Опыт разработки графика движения с выделением постоянного ядра грузовых поездов, охватывающих устойчивую часть вагонопотоков, имеется во всех развитых странах Западной Европы. По постоянным ниткам графика курсируют поезда с сельскохозяйственной и скоропортящейся продукцией, живностью, маршрутные с углем, рудой, автомобилями, зерном и другими грузами, перевозки которых носят стабильный характер, а также контейнерные.
Такие поезда составляют основу графика движения и часто назначаются в соответствии с расписанием даже в случаях, когда число вагонов в них меньше установленной нормы по длине и массе. Нумерация регулярных грузовых поездов, как правило, не меняется на всем пути следования от станции отправления до станции назначения.
Потребность в увеличении перевозок грузов в периоды пик удовлетворяется путем назначения факультативных поездов по специальным резервным ниткам графика.
По мнению зарубежных специалистов, эксплуатация поездов постоянного обращения является наиболее экономичной формой освоения перевозок и создает благоприятные условия для клиентов, так как позволяет им благодаря заранее разработанным и объявленным расписаниям выбирать наиболее подходящие поезда для перевозки грузов.
В Германии разработана эффективная система перевозки грузов «Интеркарго», руководство которой осуществляется из одного центра. Этой системой предусмотрены ночные сообщения между 12 экономическими центрами, обслуживаемые ежесуточно с понедельника по пятницу с гарантируемой пунктуальностью 88 поездами Intегсагgо. В результате эксплуатации отмечено:
система «Интеркарго» себя оправдала и стала составной частью грузового сообщения;
точность прохождения поездов «Интеркарго» в соответствии с годовым графиком движения соблюдается на уровне примерно 96 %;
обеспеченность порожними вагонами под погрузку приближается к 100%.