Во всем мире маршрутизация применяется все шире и считается самой прогрессивной формой обслуживания. Маршрутизация наиболее эффективна при наличии мощных грузопотоков и передаче их на дальнее расстояние, а также при необходимости регулярной (ритмичной) доставки грузов, когда скорость перевозки не имеет решающего значения. Поэтому наиболее широкое распространение маршрутизация получила при перевозках массовых грузов, в первую очередь полезных ископаемых. В силу этого высок охват маршрутизацией грузовых перевозок в США, Канаде, ЮАР, Австралии и Германии. В США распространена кольцевая маршрутизация, которой охвачено 15 % объема перевозок. Кольцевые маршруты как груженые, так и порожние обращаются строго по графику с повышенными скоростями, без изменения длины и массы на всем пути.
Для системы маршрутных перевозок строят специальные погрузочно-разгрузочные комплексы и другие транспортные сооружения, позволяющие быстро и удобно выполнять грузовые и маневровые операции с составами и группами вагонов. В ряде случаев выгрузка и погрузка осуществляются без отцепки вагонов. Между поставщиками грузов, получателями и железными дорогами заключаются соглашения о способах перевозки, регламентирующие величины единовременных отправок, расписания подвода порожних вагонов и отправления груженых, сроки доставки грузов.
Ряд крупных предприятий включает процесс перевозки в технологические циклы, благодаря чему работа предприятия и транспорта организуется в едином ритме. Некоторые электростанции США отказались от складов для длительного хранения угля и перешли на систему потребления его непосредственно из маршрутов, прибывающих четко по графику.
Кольцевая маршрутизация развивается и в других странах. Для отправительских маршрутов принимают повышенные весовые нормы, разрабатывают жесткие расписания движения поездов, вводят пониженные тарифы, в отдельных случаях даже строят дополнительные пути и отдельные линии. Маршруты на всем пути следования не имеют перелома массы. В условиях частных железных дорог для пропуска сквозных поездов через смежные дороги заключаются соглашения.
Широкое распространение получила маршрутизация в Великобритании. Маршрутные поезда курсируют по жестким расписаниям, согласованным с клиентурой. Их доля в перевозках достигает 92 %. Организация движения маршрутных поездов позволила ликвидировать переработку вагонопотоков на ряде сортировочных станций без ухудшения качества транспортного обслуживания. Во всем мире четко прослеживается тенденция к маршрутизации) контейнерных перевозок. В большинстве случаев для перевозки грузов маршрутами применяется специализированный подвижной состав. В США курсируют маршрутные поезда с контейнерами, погруженными в два яруса.
В Японии политика в области организации перевозок также направлена на повышение транзитности вагонопотоков. Прямыми маршрутами перевозят уголь, цемент, известняк, нефть, грузы в контейнерах.
К числу новых разработок железных дорог США относится создание высокопроизводительного интегрального поезда в двух вариантах: для перевозки контейнеров и угля или других массовых грузов.
Особенностью конструкции интегрального поезда является распределение тяговых единиц по всей длине поезда. Поезд формируется из вагонов и модульных дизель-генераторных секций, соединяемых между собой сочлененными тележками без сцепок. Дизель-генераторы питают тяговые двигатели, находящиеся на разных тележках, и соединяются силовым кабелем. Головной локомотив заменен вагоном с кабиной управления. Поезда имеют постоянный состав, вагоны отцепляются только при технической неисправности.
При перевозке контейнеров интегральными поездами сокращаются эксплуатационные расходы.
Во всех развитых странах мира растет доля интермодальных перевозок (контейнеров, автомобильных полуприцепов, сменных кузовов, роудрейлеров и других единиц грузовых и подвижного состава, участвующих в комбинированных перевозках), позволяющих осуществлять доставку грузов «от двери до двери».
Анализ возможностей грузоотправителей и грузополучателей, их требований к условиям перевозок показал, что от конкуренции с автомобилистами необходим переход к тесному сотрудничеству, работе по согласованным расписаниям, ориентации на дальнейшее развитие интермодальных перевозок. Повышается и уровень взаимодействия с морским и речным транспортом. Например, в США доля интермодальных перевозок уже превысила 50 % общего объема.