Ценообразование на туристические услуги. Нижний уровень цены на туристические услуги определяет себестоимость, а верхний - спрос. На цену также влияют: класс обслуживания, избран транспортное средство, форма обслуживания (групповая или индивидуальная), конъюнктура рынка туристических услуг, сезонность предоставления услуг.
Составляющими цены на туристические услуги являются следующие элементы:
1) стоимость сырья и материалов (продукты питания, постельные принадлежности и т.д.);
2) текущие затраты на производство, реализацию и организацию потребления услуг;
3) прибыль туроператора;
4) налоги;
5) скидки для отдельных групп туристов;
6) надбавки или скидки в пользу агента (комиссионное вознаграждение).
Первые два элемента формируют себестоимость туристических услуг.
Цены на туристический продукт ориентированные на определенные типовые группы. Как правило, снижение цены ведет к росту спроса и является аргументом, что чаще всего используется при формировании рекламного обращения.
Уровень цен определяет объем реализации туристского продукта. Однако это влияние имеет свою специфику:
а) потребления туристического продукта происходит в свободное время, которое имеет для туриста ценность. Это влияет на повышенные требования к качеству услуг и определяет высокую чувствительность к цене туристского продукта;
б) между моментом продажи туристского продукта и актом его потребления имеется значительный разрыв во времени, что находит отражение в политике цен.
При разработке цен на туристический продукт (например, размещение в гостинице) учитываются следующие виды комиссионных вознаграждений посредникам:
комиссия для оптовиков - туроператоров, которые разрабатывают программы и реализуют их самостоятельно или через посредников;
розничная комиссия для туристических агентов, которые перепродают программы туроператоров или сами бронируют гостиничные номера;
комиссия для других организаций, которые выступают в качестве посредников между туристическим агентом, туристом и гостиницей.
При заключении договора с туристическими агентами на реализацию туров возможны два варианта формирования цены:
1) тур оператор продает агенту туристический пакет по определенной цене. Туристический агент делает надбавку на цену туроператора. Тур оператор не вмешивается в установление размера надбавки;
2) тур оператор предоставляет агенту туристический пакет для реализации по фиксированной цене. Туристический агент, в этом случае, получает комиссионное вознаграждение в форме скидки со стоимости туристического пакета.
Цена туристического пакета на 1 туриста или стоимость туристической путевки, определяется по следующей формуле:
Ценообразование в сфере транспортных услуг.Транспортные тарифы - это система ставок платы за провоз и сборов, получаемых всеми видами транспорта от клиента.
Транспортный тариф - это цена за перемещение материального объекта в пространстве. Транспортные тарифы включают тарифы на грузовые перевозки и пассажирские тарифы. Грузовой транспорт, доставляя продукцию от производителей к потребителю, увеличивает ее стоимость. Пассажирский транспорт предоставляет услугу. В связи с этим формирование пассажирских тарифов относится к сфере оказания услуг.
В основе грузовых тарифов лежат общественно необходимые затраты труда по доставке груза определяет стоимость перевозки, денежным выражением которой является транспортный тариф. Затраты на перевозку груза складываются из расходов на начально-конечные операции и расходов на его транспортировку. Расходы на начально-конечные операции включают расходы, связанные с формированием составов, погрузкой и разгрузкой их на пунктах отправления и прибытия груза. Двигательными операции включают расходы по передвижению груза, по содержанию путей сообщения, связи и другие.
Расходы на начально-конечные операции не связаны с дальностью перевозки и зависят только от объема груза, поэтому в расчете на 1 т они остаются постоянными.
Двигательными расходы зависят от дальности перевозки. В расчете на 1 т груза они возрастают прямо пропорционально расстоянию перевозки. Таким образом, расходы по перевозке складываются из расходов по начально-конечные операции и двигательными расходов.
Транспортные тарифы включают себестоимость перевозки и прибыль, который является пропорциональным себестоимости перевозки.
При определении транспортных тарифов за базу принимается себестоимость перевозки, в которой значительный удельный вес занимает амортизация основных фондов. Также себестоимость перевозки зависит от размера груза и пассажиропотока, структуры пассажиропотока, дальности перевозки.
Так как процесс перевозки состоит из начальных, подвижных и конечных операций, то расходы на перевозку делятся на две части:
- Расходы по начально-конечных операций (не связанные с дальностью перевозок, т.е. остаются постоянными на 1т груза);
- Расходы по движущихся операциях (изменяются прямо пропорционально изменению расстояния).
К расходам по начально-конечных операций относятся следующие расходы:
расходы на содержание подвижного состава во время стоянки;
затраты на подготовку подвижного состава к погрузке-разпогрузки.
К расходам по движущихся операциям относятся следующие расходы:
расходы на содержание путей сообщения, связи, сигнализации;
расходы на содержание подвижного состава в пути.
Расходы по движущихся операций определяются по следующей формуле:
Кроме перевозок грузов, транспортные предприятия выполняют погрузочно-разгрузочные работы, хранение, взвешивание грузов. Цены на такие работы называются дополнительными сборами.
Тарифная система транспорта состоит из совокупности транспортных тарифов, дополнительных сборов, скидок и штрафов за несоответствие фактического уровня использования транспортных средств нормативным, а также правил применения тарифов.
Транспортные тарифы дифференцируются по видам грузов, видами отправлений, классом обслуживания. Транспортные тарифы могут быть:
- Общими и исключительными;
- Табличными и схемными.
Общие тарифы - это тарифы, по которым определяется плата за перевозки основной массы грузов.
Исключительные тарифы - это тарифы, по которым определяется плата за перевозки определенных видов грузов по определенным направлениям.
Табличные тарифы - это тарифы, по которым определяется плата за перевозку грузов между определенными пунктами. Они устанавливаются в виде фиксированной платы за 1т груза и на все расстояния перевозок и наиболее простыми в использовании, однако определить их для всех пунктов и грузов невозможно.
Схемные тарифы - это тарифы, по которым определяется плата за перевозку грузов путем умножения ставок за тонну и километр на расстояние перевозки с добавлением ставки за начально-конечные операции.
При пересчете транспортных тарифов используется индекс изменения тарифов.
Для грузовых перевозок индекс изменения тарифов рассчитывается по следующей формуле:
Для пассажирских перевозок индекс изменения тарифов рассчитывается по следующей формуле:
Транспортные тарифы являются разновидностью фиксированных цен и периодически пересматриваются Кабинетом Министров Украины.