- м-ды Марк-ых оценок (м-д потреб-ой оценки, м-д текущих цен, тендерный м-д).М-д полных издержек закл-ся в начислении опр-ой оценки на полную с/сть т-ра (пост-ые издержки + переем. издержки). Разновид-ю м-да явл-ся опр-ие цены на основе произв-ой с/сти, т.е. с/сти без коммер-их расходов.
Преим-ва дан. М-да:он обеспечивает полное покрытие всех затрат и получение планируемой Пр;
наиболее корректный и объективный м-д ценообр-ия;
• если п/п отрасли б. применять дан. м-д, то их цены будут практически одинаковы и ценовая конкуренция б. отсутствовать.
Недостатки данного м-да: не принимается во внимание ф-р спроса на т-р; могут снижаться стимулы к min-ии издержек любой м-д отнесения на с/сть т-ра пост-ых издержек явл-ся произвольным.
Способы распр-ия пост. издержек на ед-цу продукции:1. Пропорц-но кол-ву изделия2. Пропорц-но V продаж (выручки)3. Пропорц-но з/плате осн.рабочих4.Постоянные произв-ые затраты распр-ся пропорц-но кол-ву изделий, а остальные постоянные затраты, напр-р, торговые, админ-ые, пропорц-но V продаж, т.е. выручки.М-д предельных издержек(м-д переем-ых издержек или м-д сокращенной с/сти). В этом случае к только переем-ым затратам на ед-цу продукции добавляется некоторая сумма, к-ая обеспечивает покрытие пост-ых издержек и получение желаемой Пр.Производным вариантом дан. м-да явл-ся добавление к переем-ым издержкам только наценки на Пр без учёта пост-ых затрат. Такой подход м. исп-ся при освоении новых р-ков сбыта с увел-ем V выпуска продукции, при этом постоянные издержки компенсируются старым V выпуска. М-д рентаб-ти I-ий (м-д дохода на капитал или м-д опр-ия цены на основе условий безубыт-ти). Здесь учитываются не издержки на одно изделие, а совок-ые издержки фирмы, к-ые будут понесены на весь V выпуска в течение года. (гр.безубыт-ти)При данном м-де п/п выбирает устраивающий его V продаж (на рис. QЦ3 или Qц2). Выбор V произв-ва осущ-ся исходя из: - имеющихся произв-ых мощностей; -желательной доли р-ка; -ёмкости р-ка.Выбранный V продаж «подсказывает» ту цену, к-ую нужно назначить (в примере Ц2 или Ц3). Ц1 однозначно не подходит, т.к. при ней у п/п наблюдаются только убытки.М-д потреб-ой оценки (или опр-ие цены на основе ощущаемой ценности т-ра). При исп-ии данного м-да п/п исходит из того, что потр-ль, принимая решение о покупке, пытается оценить для себя ценность т-ра, при этом продавец д. уметь достаточно точно оценивать, ск-ко потр-ль готов заплатить за каждую ф-цию этого т-ра или за весь т-р в целом. Осн. Ф-р ценообр-ия в данном м-де – покупат-ое восприятие, поэтому необх-мо уметь его оценивать.
Пример: фирма продаёт свои автомобили за 10 тыс.$. более успешно, чем её конкуренты, продающие аналогичные автомобили за 9 тыс.$. 9 тыс.$ - цена конкурента
+ 700$ - цена за повышенную долговечность
+600$ - цена за повышенную надежность
+500$ - цена за лучшее сервисное обсл-ие
+ 200 $ - цена за больший срок гарантии
= 11тыс. $ - совокупная цена для потр-ля
- 1 тыс.$ - скидка для потр-ля
= 10 тыс.$ - конечная цена.
Чтобы применять дан. м-д нужно очень хорошо знать своих пок-лей, т.е. регулярно проводить иссл-ие р-ка.
Недостаток м-да: неопред-ть колич-ых оценок и ощущение, что цена устанавл-ся произвольно.
Тендерный м-д(ценообр-ие на конкурсные проекты, м-д запечатанного конверта, м-д закрытых торгов). Он исп-ся при размещении гос-ых заказов и подрядных работ. Цель – выиграть борьбу за подряд в ходе торгов, для чего необх-мо учесть и опередить конкурентов, предложив более низкую цену. Данный м-д основан на оценке ожидания Пр, кот. представляет собой произведение Пр, заложенной в том или ином варианте цены, на вер-ть получить по этой цене заказ. В ходе тендера предлагается такая цена, при к-ой оценка ожидания Пр max-на.