Пост. затраты –затраты, к-ые не зависят от V выпускаемой продукции и имеют место даже при нулевом V выпуска. Напр-р, арендная плата – пост. издержки, расходы на содержание АУП, %-ы за кредит.
Перем. затраты – затраты, к-ые прямо пропорц-но зависят от V выпускаемой продукции. Напр-р, затраты на сырье и материалы, з/плата рабочих, топливо и э/энергия, идущая на технол-ие цели. С т. Зр. Соотн-ия м/у перем. и пост. издержками, фирмы делятся на 2 группы:
1) Фирмы с выс. Пост. и низкими перем. затратами. Такие фирмы наз-ся чувствит-ыми к V, потому что их Пр в знач-ой степени зависит от V продаж (авиакомпании, общест-ый транспорт, образов-ые услуги, массовые зрелища).
2) Фирмы с низкими пост. и высокими переем. издержками. Такие фирмы наз-ся чувствит-ыми к ценам, т.к. их Пр больше зависит от цены, чем от V продаж.
М-д калькул-ого выравнивания. Рассм-м сущность дан. М-да на примере. В ассортименте п/п имеется 3 товара: т-р А по цене11р.57 коп., товар В – 8,02, товар С – 10,22. Цены т-ров А и С оказались слишком высоки для р-ка. Возможной для них явл-ся цена немногим < 10 руб, поэтому т-р В д. б. продан не по первонач-ой цене, а по более высокой для того, чтобы покрыть потери от т-ров А и С.
Пок-ли
Товар А
Товар В
Товар С
1. запланир-ый сбыт, 1000 штук
2. цена на основе затрат, руб
11,57
8,02
10,22
3. Планируемая выручка, 1000 руб
170*11,57=1966,9
4090,2
2963,8
4. Возможная на р-ке цена, руб
9,98
-
9,99
5. Возможная выручка, 1000 руб
1696,6 (1*4)
-
2897,1
6. Недопокрытие (3-5)
270,3
-
66,7
7. Общее недопокрытие
-
270,3+66,7=337
-
8. Необх.выручка после выравнивания
4427,2
9. Цена после выравнивания (8:1)
-
8,68
-
Сущ-ет 2 разновидности калькул-ого выравнивания:
1) Симультанное – это калькуляц-ое выравнивание в одном временном периоде (встречается в розн. торговле)
2) Сукцессивное – выравнивание в разных врем.периодах, имеет место при сезонном спросе.
С т. Зр. Калькуляц-ого выравнивания т-ры делятся на 2 группы:
- т-ры-индикаторы (продаются по более низкой цене для создания ощущения выгодности покупки);
- т-ры-компенсаторы (продаются по более выс. ценам для выравнивания общей выручки).