При опр-ии цены в начале необх-мо поставить цели ценообр-ия, т.к. они опр-ют тот ценовой диапазон в к-ом будет действовать фирма.
Осн. целями ценообр-ия явл-ся:
1) сохранение стабильного положения фирмы на р-ке. Эта цель состоит в сохранении фирмы существ-его положения на р-ке, если оно явл-ся благоприятным. Фирмы, к-ые → к этой цели не допускают чрезмерного завышения или занижения цен и действуют в условиях умеренной рент-ти. В развитых странах умеренной считается рент-ть 8-10%.
2) расширение доли занимаемого р-ка и max-ия V продаж. Достижение дан. цели предполагает продажу т-ров по достаточно низким ценам, при этом д. выполняться след-ие условия:
- спрос д. б. эластичен по цене.
- д. б. возможен эф-т масштаба.
- д. б. уверенность, что конкуренты не последуют за снижением цены.
Случаи, когда данная цель актуальна:
- когда фирма → к лидерству на р-ке и контролю над ним.
- когда фирма предполагает, что больший V реал-ии позволит снизит затраты на ед-цу продукции.
3) max- ия прибыли. Дан. цель считается краткоср. и предполагает, что фирме известны ф-ии спроса и издержек на ее продукцию. При постановке этой цели упор делается на краткоср. ожидания прибыли и не учит-ся долгоср. отраслевые тенденции. Прибыль бывает абсолютная и отн-ая. Абсол. Пр – Пр от реал-ии всех т-ров в сов-ти. Она хар-на для т-ров 1-ой необх-ти и т-ров массового спроса, к-ые отличаются низкой отн-ой прибылью. Их прибыль основ-ся на обороте. Относ-ая Пр – Пр, приносимая одним изделием. В кач-ве целей она хар-на для т-ров удовл-щие престижные потр-ти.
4) дальнейшее существование фирмы. Эта цель явл-ся временной (на трудные времена). Ставится она при сильной конкуренции, при избытке произв-ых мощностей, при резкой смене желаний потр-лей. Чтобы сохранить бизнес и ликвид-ть запасы, фирма снижает цены. До тех пор, пока цена покрывает переем-ые издержки и хотя бы часть постоянных, произв-во м.продолжаться с миним-ей убытка.
5) лидерство в кач-ве продукции. Дан. цель предполагает назначение высокой цены по след-им причинам:
- чтобы покрыть издержки необх-ые для этого высокого кач-ва.
- высокая цена несет в себе сообщение о престижности и высоком кач-ве продукции.
6) ослабление конкурентов. Для устранения существ-их конкурентов и огран-ия появления новых, фирма назначает низкие цены, затем цена поднимается.
7) соц-ые цели. Постановка данных целей предполагает устан-ие невысоких цен для создания благопр-ого общест-ого мнения или исходя из соображения этического хар-ра.
При назначении первонач-ой цены очень важно выбрать стратегию соотн-ия м/у ценой и кач-вом. Сущ-ют 9 таких стратегий, представленных в матрице:
цена
кач-во
высокая
средняя
низкая
высокое
1. премиальная стратегия
2. стратегия проникновения
3. стратегия преим-в
среднее
4. стратегия завышения цен
5. стратегия сред. уровня
6. стратегия доброкачественности
низкое
7. стратегия обмана
8. стратегия завышения кач-ва
9. стратегия дешевых т-ров
Стратегии 1,5,9 – это стратегии рац-ого сочетания цены и кач-ва т-ра.
Стратегии 2,3,6 отлич-ся тем, что уровень кач-ва превышает уровень запрашиваемой цены. Прим-ся для постепенного вытеснения конкурентов с р-ка.
Стратегии 4,7,8 – стратегии, по к-ым уровень цены превышает уровень кач-ва. Злоупотр-ие этими стратегиями м. привести к тому, что клиент почувствует себя обманутым.
7. Оценка издержек при опр-ии ценыИздержки опр-ют миним-но возможную цену т-ра. Издержки произв-ва и реал-ии опр-ся в соотв-ии с НК РФ. Затраты на одно изделие опр-ся по статьям калькуляции, а все совок-ые затраты фирмы за период времени, обычно равный году – по элементам затрат.