1) Р-к совершенной конкуренции. Совершенный конкурент не ведет самост-ого ценообраз-ого процесса, не имеет собственной ценовой пол-ки, а просто соглашается со сложившимся уровнем рын-ой цены на свою продукцию.
2) Р-к монополист-ой конкуренции. На дан. Р-ке рекомендуется исп-ть след-ие ценовые стратегии:
- стратегия цен выше номинала. Пок-лям с высокими доходами предлагаются т-ры категории «люкс» по очень высоким ценам, а остальным пок-лям обычные варианты этих же т-ров по более низким ценам.
- стратегия цен на дополняющие т-ры. Основной т-р предлагается по достаточно низкой цене, но к нему имеется набор допол-ых изделий за отдельную плату, к-ый сущ-но повышает комфортность исп-ия осн. изделия.
3) Р-к олигополии. Рекомендуемые на этом р-ке стратегии ценообр-ия:
- стратегия следования за лидером отрасли в вопросах ценообр-ия.
- стратегия координаций действий при установлении цен. Сущ-ет в след-их формах: прямое соглашение о ценах, т.е. сговор; проведение параллельной цен. пол-ки путем исп-ия м-да «издержки + прибыль».
4) Р-к монополии. Стратегия ценообр-ия – стратегия дифференц-ых цен, когда по одному и тому же т-ру сущ-ет неск-ко вариантов цены для разл. категорий пок-лей. Варианты дифференц-ия цен: по группам пок-лей; по вариантам т-ра; по терр-ии; по времени.
Ценовая дискриминация.Фирмы часто вносят коррективы в цены на свои т-ры с учетом различий в потр-лях, т-рах, местностях. Применяя дискримин-ые цены, фирма реал-ет т-р или услугу по разным ценам без учета различий в издержках. Применение дискрим-ых цен м. осущ-ся в неск-ких формах:
1) разные пок-ли м. приобретать один и тот же т-р или услугу по разл. ценам. Например, сниженная цена для посещения музея студентами, пенсионерами.
2) разные варианты т-ра реал-ся по разл. ценам, но без учета разницы в издержках их выпуска.
3) т-р продается по разным ценам в разл. местностях, хотя издержки его пр-ва в этих местностях одинаковы.
4) цены изменяются в зав-ти от сезона, дня недели или времени суток.
5) цены устанавливаются с учетом лучшего обсл-ия.
Чтобы ценовая дискрим-ия имела эф-т необх-мо наличие опр-ых условий:
- р-к д. поддаваться сегментир-ию, а сегменты д. различаться друг от друга интенсивностью спроса.
- члены сегмента, в к-ых т-р реал-ся по низкой цене, не д. иметь возм-ти перепродать его в том сегменте, где он продается фирмой по высокой цене.
- конкуренты не д. располагать возм-ю реал-ть т-р дешевле в сегменте, где фирма продает его по высокой цене.
- прим-ие дискримин-ых цен не д. вызывать недовольство потр-лей.
-конкретная форма ценовой дискриминации не д. б. противоправной с т. Зр. З-на и д.защищать права потр-лей.