1) Потр-ли. Влияние потр-лей на цену м. проследить по 2м напр-ям: 1) субъект-ое влияние пок-лей на цены – оно связано с неодинаковой реакцией разл-ых пок-лей на одну и ту же цену. 2) объективное влияние потр-лей на цену – оно связано с действием з-на спроса и уровнем эласт-ти спроса по цене.
Для комментария к субъект-му воздействию рассм-м класс-ию потр-лей по их ценовосприятию:
- экономные пок-ли – такие пок-ли, к-ые при совершении покупки основной интерес проявляют к соотн-ию м/у ценой и кач-вом т-ра, т.е. они пытаются получить максим-ый эф-т на каждый вложенный в покупку рубль.
- персонифицированные пок-ли – пок-ли, для к-ых цена по знач-ти находится на 2-ом плане, главное для них уровень обсл-ия и отн-ие со стороны торг. персонала.
- апатичные пок-ли – пок-ли, к-ые не обращают практ-ки никакого внимания на цену, главное для них это удобство и комфорт при совершении покупки.
В кач-ве комментария к объективному влиянию потр-лей на цену рассм-м особ-ти эласт-ти спроса по цене:
- эласт-ть спроса по цене по одним и тем же т-рам различается в краткоср. и долгоср.периодах времени. Для больш-ва т-ров спрос тем эластичнее, чем длительнее период времени с момента повышения цены.
- ценовая эласт-ть спроса разл-ся по стадиям ЖЦ т-ра – предполагает, что каждый т-р на рынке проходит 4 станд. стадии: внедрение на р-к, рост, зрелость и насыщение, спад. Максим-ая эласт-ть спроса по цене достигается на стадии внедрения. На стадиях роста, зрелости эласт-ть снижается, а на стадии спада эласт-ть спроса по цене растет, но до уровня меньшего чем был на стадии внедрения.
2) Госуд-ое воздействие на цены. Воздействие гос-ва на цены возм-но по след-им осн. Напр-ям:
установление фиксир-ых и предельных цен.
установление гос-вом потоварных налогов и дотаций.
запрет горизонт-ого фиксир-ия цен, т.е. сговор о ценах м/у п/п, занимающихся аналогичной деят-ю.
запрет вертик-ого фиксир-ия цен, т.е. запрещается давление произв-лей оптовой торговли на розничную торговлю с целью продажи т-ра по конкретным ценам.
Способы легального контроля над ценами в рознице:
- нанесение рекомендуемых розницей цен на сами т-ры.
- орг-ия произв-лем своей фирменной торговой сети.
- передача товаров в розницу на реал-ию, т.е. сохранение права собств-ти на т-р у произв-ля до момента розн. продажи.
- регламентация ценовой рекламы со стороны гос-ва.
3) Участники (посредники) каналов товародвижения. Посредники оказывают влияние на цену, делая свои наценки. В итоге, чем больше посредников задействовано в сбыте т-ров, тем выше его цена.
Оптовая или розничная торговля м. воздействовать на цену и добиваться контроля над ней след-ими способами:
- подчеркивать произв-лю свою важность как потр-ля его продукции.
- торговля м. отказаться реал-ть невыгодные товары (слишком дорогие или слишком дешевые).
- торговля м. продавать «против марки» (торговля м. спец-но придерживать продукцию или устанавливать на нее цену на более высоком уровне чем на товары конкурентов).
4) Конкуренты. Уровень цен, назначаемый конкурентами огран-ет возм-ти отдельной фирмы повышать цены на свою продукцию.
5) Издержки. Издержки в ценообр-ии выполняют 2 разл. роли:
- на основе издержек м. напрямую рассчитываться цена путем добавления к ним наценки. Эта роль реал-ся в виде м-да ценообр-ия «издержки + прибыль».
- издержки м. исп-ся в ценообр-ии в кач-ве своеобразного ориентира ниже к-ого цена не м. опускаться, если она опр-ся не затратными м-дами.
Варианты влияния изменения в издержках на цены:
- при увел-ии затрат, на столько же увел-ся цена.
- при увел-ии затрат часть из них компенсируется за счет внутр. резервов фирмы, т.е. цена увел-ся меньше чем издержки.
- при увел-ии затрат цена не меняется, но меняются сами изделия (уменьшается размер изделий или прим-ся более дешевое сырье).
- при увел-ии затрат можно неск-ко усоверш-ть продукцию, чтобы сгладить отриц-ый эф-т повышения цены.
- при снижении затрат можно снизить цены или не изменять их, тем самым увеличив прибыль.