Предмет ценообр-ия и ценовой пол-ки предполагает ответы на след-ие вопросы:
- какое место занимает цена среди средств конкурентной борьбы на том рынке, где действует фирма (какая конкуренция преобладает на р-ке ценовая или неценовая).
- какой подход к опр-ию цены следует выбрать и какой конкретно м-д ценообр-ия.
- может ли фирма б. ценовым лидером на р-ке или д. следовать за др. фирмами в вопросах ценообр-ия.
- в каких случаях необх-мо с помощью цен отреагировать на рын. действия конкурентов.
- какой д. б. ценовая политика в отн.ии новых т-ров.
- по каким товарам из имеющегося ассорт-та следует изменить цены.
- как распр-ть по времени отдельные ценовые изменения.
- какими ценовыми действиями м. усилить эфф-ть др.марк-ых меропр-й.
Проблемы ценообр-ия и ценовой пол-ки:
1) удачные ценовые действия в обл-ти ценообр-ия м. без особых проблем повторить конкуренты, а др. удачные действия в области м-га скопировать гораздо сложнее.
2) ценовая политика п/п связана со значит-ыми рисками, к-ые опр-ся непоср-но сравнимостью цен, опасностью вмешат-ва гос-ва в ценообр-ие и сравн-но небольшим интервалом, в к-ом м. успешно манипул-ть ценами.
Ценообр-ие в комм-ой политике орг-ии. Политика ценообр-ия является одним из важнейших элементов общей комм-ой политики фирмы. Она представляет из себя общие пр-пы, к-ые исповедует фирма при назначении цен на свою продукцию.
Сущ-ют 3 осн. подхода к ценообр-ию:
1) ценообр-ие, ориентир-ое на затраты (затратное ценообр-ие). Затратный подход закл-ся в том, что цена опр-ся только на основе факт-их затрат фирмы на произв-во и сбыт продукции путем добавления наценки на прибыль. Ср-вом исп-ия данного подхода явл-ся калькуляция, к-ая бывает 2х видов: 1) прогрессивная – т.е. на основе затрат рассчитывается цена путем прибавления прибыли; 2) обратная – в этом случае исходя из возможной на рынке цены опр-ся тот лимит затрат, в к-ый фирма д. уложиться.
Недостатки затрат. Ценообр-ия:
1) не учитывается ф-р спроса на продукцию.
2) сущ-ет проблема распр-ия пост.издержек на ед-цу продукции.
Затратное ценообр-ие целесообразно в след-их случаях:
1) если цена не играет для потр-лей существенной роли.
2) в случае если м/у фирмами сущ-ет реальная конкуренция в обл-ти затрат.
2) Ценообр-ие, ориенти-ое на потр-лей (ценностное ценообр-ие). Ценностное ценообр-ие предполагает установление цен т. о., чтобы максим-ть разницу м/у ценностью т-ра для потр-ля и реальными затратами на его произв-во. Т.е., фирма стремится найти максимально возможную цену на свой т-р, при к-ой она будет иметь устраивающий ее объем продаж.
При исп-ии данного подхода необх-мо параллельно предпринимать усилия по повышению ценности т-ра в глазах потр-лей. Напр-р, активно рекламировать т-р.
3) Ценообр-ие, ориентир-ое на конкурентов. В этом случае фирма назначает свои цены отталкиваясь от цен своих основных конкурентов. При этом цена м. б.: просто скопирована; неск-ко снижена; неск-ко повышена.