Классификация методов количественной оценки ценовой чувствительности покупателей.
Все расчёты экономических последствии изменения цен , обоснования цен могут быть полезны, если в их основе лежит достоверная оценка возможной реакции покупателей на эти цены . Следовательно специалисты по ценообразованию должны уметь находить количественные нормативы чувствительности покупателей к ценам. Эти количественные Оценки вместе с качественным анализом чувствительности покупателей позволяют заметно повысить эффективность маркетинговых решений. Следовательно фирмам следует тратить силы и средства для определения количественных характеристик.
Методы качественной оценки ценовой чувствительности покупателей.
Все методы исследовании можно
- разграничить на методы
1) о фактическом поведении покупателей
2) методы предполагающие изучение предпочтений и намерений, т. е их возможного поведения в разных ситуациях
1 Методы основанные на фактических данных о покупках.
Исследования агрегированных данных о продажах.
То есть обработка анализа сводной информации о динамике продаж товаров из собственной отчётности, или без данных формируемых, специальными службами.
Сведения из собственной отчётности наиболее доступных и дешёвых, но такого рода информация обладает недостатками:
1) непереадичность
2) большинство фирм продают свою продукцию посредникам т.е. статистики продаж подменяеться данными об отгрузки следовательно поступления от деб-й задолжности и т.д.
А чем больше проще сборка базы данных тем менее надёжной основой для выводов она становиться т.к. на динамику объёмов покупок могут оказывать и др. факторы и их степень воздействия может оказаться большей.
3) огрегированность, т.е. сводный (а потому неизбежно как бы усреднённый) характер данных. Особенно это характерно для крупных фирм, которые ведут продажу своих товаров в разных регионах, через торговых агентов – в результате один и тот же товар в один и тот же период времени на рынке может продаваться по разным ценам.
2) Изучение панельных данных , т.е информации о динамике покупок специальным образом отобранной группы покупателей . Для некоторых типов товаров, изучение чувствительности покупателей к ценам может проверенно на более надёжной основе по итогам постоянного обследования репрезентативной группы покупателей . Размер панели может варьироваться в большом диапазоне .. Панель покупателей-отобранная на основе статистических процедур репрезентативность процедур репрезентативная группа покупателей, которые за плату или бесплатно ведущей ежедневный полный учёт всех своих покупок и предоставляют информацию об этом статистическом органом или исследовательским центром фирмы.
При корректном формировании панели и хорошо организованном сборе такая информация обладает рядом достоинств.
1) при обработке информации появляется возможность проводить анализ рынка более оперативно. Тем самым ослабляется влияние прочих факторов формирования спроса.
2) появляется возможность точнее оценит влияние на спрос фактических цен покупки в разных ( регионах , магазинах и т.д)
3) Становиться возможным сопоставление реакции покупателей на разницу в соотношениях цена/полезность
4) можно вести анализ информации о покупках и чувствительности в увязке с демографическими и иными характеристикам, а значит снижается достоверность выводов..