Эксперименты проводиться прямо в магазине , но так что бы покупатели их не замечали, либо в особых лабораторных условиях.
Эксперименты позволяют либо использовать влияние на объём покупок неценовых факторов ( рекламы, величин сегмента) либо желаемого им сочетаться этих факторов. Проведения таких экспериментов во всех случаях должно начинаться о определении исходной картины, т.е определение фактических данных о продажах в данном магазине при ранее сложившихся ценах. Затем экспериментатор меняет цены исследуемого товара и изучает данные о изменении продаж, и так до тех пор , пока будет найдена мера чувствительности покупательского спроса . Но пи такой организации возможна вероятность получения не достоверной информации. Поэтому предложена такая организация магазинных экспериментов . Она предлагает в качестве первого шага исследования фактических данных о продажах в нескольких сходных магазинах. -- выявляться пора магазинов в которых структуры продаж и колебания их объёмов сходны. Затем один из магазинов становиться полем эксперимента, а второй служит контрольным объектом . Если в контрольном магазине происходит изменения обычной партии продаж, то экспериментатор вправе предложить, что на покупателей в этот период оказали влияние не цены , какой-то иной фактор. Следовательно надо скорректировать экспериментальные данные в той же пропорции в какой изменился объём продаж конкретном магазине.
Экономические предпочтения и намерения в условиях неконтролируемого спроса.
Наиболее широко используется метод прямой оценки чувствительности покупателей являются обследование предпочтений и намерений покупателей в выборе товаров. То есть фирмы начинают изучать намерения, а не фактические покупки. Такое поведение фирм обусловлено:
1. Сбор такой информации обходиться дешевле , чем сбор данных о покупках.
2. Не для всех товаров можно организовать исследование чувствительности покупателей
на основе экспериментов ( дорогостоящие и редко покупаемые товары)
Методы исследования на основе эксперимента не годиться для новых товаров
Однако достоинство данного метода( изучение чувствительности на основе предпочтений намерений тесно соседствуют с его недостатками. Покупатели при спросе делают ответы на одекватные их реальному поведению в магазинах, особенно когда речь касается цены.
Этот недостаток можно лишь ослабить, если осуществлять перекрестную проверку результатов. Для этого необходимо проводить одновременно несколько опросов, опирающихся на сбор данных и спрос покупателей.
Например основной опрос проводиться на основе персональных интервью, а его перекрестная проверка осуществляться на основе телефонного опроса с другой группой покупателей, которым задаться те же самые вопросы. Чем ближе данные, полученные в разных исследованиях тем достовернее выводы.
Методы изучения мнений и предпочтений.
1. Непосредственная анкетирование- это метод , состоящий в прямой постановке перед покупателем вопроса об отношении к тому или иному уровню цены.
Нельзя спрашивать: Сколько вы готовы заплатить за данный товар? Т.к в любой точно сформированной группе несколько штатов покупателей.
1. незнайки
2. игроки
3. искренние покупатели
4. ложетранжиры
2- это покупатель который старается понравиться или обиться показаться скрягой Q потому он называет цену более высокую чем реально согласиться заплатить в магазине
3—это покупатели, который услышав вопрос о приемлемой цене начинает игру против исследователя. Смысл её в том, что он считается дезориентировать и предложить товар к продаже по пониженной цене .
4- это тот единственный покупатель который называет цену, которая побуждает его совершать покупку данного товара. Практика маркетинговых исследований показало что влияние1 2 3 очень сильное. что превращает метод порождающий ошибки.
Метод
Суть такого метода модифицированного опроса состоит в том что покупателю предлагаются товар с уже обозначенной ценой. В итоге строиться кривая вероятности покупки- график показывающий какая доля генеральной совокупности покупателей согласиться приобрести товар при том или ином уровне цены.
Типы вопроса ( т.к задан вопрос в анкете) существенно влияет на достоверность получаемой информации о чувствительности покупателей к ценам.
Причины в психологии.
Когда покупателю предлагают назвать цену , он попадает в крайне не приятную психологическую ситуацию ( Он не может торговаться и вынужден выступать в роле ценового орбитора)
Если вопрос стоит купит ли покупатель в привычной экономической ситуации. И хотя модиф-й способ спроса , тоже дают результаты не всегда совпадающие с реальными продажами . Опросы следует проводить , т.к они дают возможность :
1) определить приемлемые цены ддля исследуемого продукта.
2) Выявить изменения в чувствительности покупателей к ценам в разных регионах или во времени..