Задачей качественного анализа является определение желательности победы в торгах с точки зрения задач развития фирмы в целом.
Эти задачи м.б.
- максимизация прибыли;
-проникновения на новый рынок;
-более полная загрузка существующих мощных и сокращения занятости наиболее ценных работников.
Соответственно и условия тендера должны рассматриваться именно с точки зрения их влияния на решение этих задач. Перед предприятием встают вопросы:
1. в каких тендерах участвовать
2. Когда подавать заявку на участие
3. Какую цену предложить.
Отвечая на эти вопросы фирма должна проанализировать несколько основных параметров.
1) степень загрузки производственных мощностей и возможностей её изменения в случае выигрыша торгов.
2) Наполненность портфелей заказов
3) Возможную степень остроты конкуренции в данных торгах
4) Сложность соблюдения условий поставок, формулирование в приложении к торгам.
Возможную прибыльность выполнения заказа в случае победы.
При анализе степени загрузки производственных мощностей возможны две крайние ситуации:
возникновение в случае, когда условия торгов предусматривают объём поставок, превышающие резерв мощности.(90% мощности загружено, а 20% предполагаемый объём поставок)
В этом случае фирма может столкнуться с очень высокими приростными затратами, а сумма выигрыша, напротив, может оказаться не слишком большой. В этих условиях фирме выгодно идти на участие в торгах лишь в том случае, если у неё есть шанс победить, не опуская цену поставки ниже уровня, обеспечивающего прибыльность даже с учётом материальных затрат ( закупки аренды дополняющих помещение, оборудованием и м.д.
Вторая ситуация характерна для фирм, действующих в условиях плохой коньюктуры ( или проигравших часть рынка конкурентам) а потому недоиспользующих свои производственные мощности.
В этом случае участие в торгах становиться в силу того, что многие затраты оказыаются для неё невозвратными потому должно быть исключены из расчёта выгодности победы в торгах.
Экономическое обоснование заявки на участие в торгах.
Связанно с выбором той цены, при которой фирма может достичь максимального вылечены выигрыша определяемого с помощью уравнения.
E(x)=P(x)*Z(x),
где х- объём поставок по условиям торгов.
Е(х)-возможная влечена выигрыша фирмы в случае получения по итогом торгов заказа на объём поставок х.
Р(х) вероятность получения заказа объёмом ч при различных уровнях цены оферты.
Z(х)-выигрыш, получаемый при различных уровнях цены оферты.
Такой подход, однако, справедлив лишь для тех фирм, которые имеют возможность учувствовать во многих торгах и должны сформировать свой портфель предложении в соответствии с задачей максимального общей массы выигрыша.
Если же фирма переживет серьёзные финансовые трудности, то для неё может оказаться неприемлемой цена, сулящая наибольшие шансы на победу при хотя бы минимальной величине выигрыша.
В таких расчётах принципиально важно достоверно определить вероятность победы в торгах при различных уровнях цены.
Это требует информации:
1)О круге участников аналогичных торгов в прошлом.
2) об уровнях цен, предлагавшимся всем участникам в своих офертах.
3) об офертах, по которым были заключены контракты с победителями торгов.
Имея такую информацию можно воспользоваться стандартными методами оценки вероятностей.
Второй метод:
Может быть использован если торги проводятся впервые или фирма по каким-то причинам не может собрать информацию о предыдущих торгах.