Важно не столько точно считать затраты, сколько понимать, как затраты могут измениться при изменении объёма продаж, порождённым теми или иными решениями в области ценообразования. Но все виды затрат необходимо принимать во внимание при обоснованных ценовых решениях. Такого внимания заслуживает:
1) предельные затраты
2) только те затраты, которых можно избежать. (предотвратимые)
В соответствии с законом спроса при более высокой цене компания имеет возможность продать товаров меньше, чем при более низкой. Однако столь же однозначной зависимости затрат от объёмов продаж не существует. При изменении объема продаж одни затраты остаются теми же по абсолютной величине. Следовательно при анализе ценовых политик нас должны интересовать прежде всего затраты, которые действительно меняются при изменении цен, объёмом продаж. Эти затраты называются приростными. Приростные затраты- те виды затрат которые изменяются при изменении цен и объёмов продаж. Разделение затрат на приростные и не приростные схоже с традиционной классификацией на постоянные и переменные, но не вполне совпадает с ней по существу. По своей экономической природе переменные затраты - это затраты на реальное осуществление целевой деятельности, ради которой была создана фирма ( затраты на сырьё, материалы, ЗП персоналу, изделия компании).
Постоянные затраты - по экономической природе являются затратами на создание условий для осуществления целевой деятельности. ( Затраты на аренду помещений ЗП администрации, налоги на ЗП, страховые платежи)
Однако некоторые из фиксированных затрат могут и должны быть включены в состав приростных, их следует классифицировать как постоянные, приростные. К этой группе относиться те постоянные затраты, осуществление которых оказывается необходимым как прямой результат изменения цен или выпуска на рынок новой модификации продукта, который вписывается в новый ценовой ряд
Принцип обоснования коммерческих решении: при обосновании цен следует учитывать только предотвратимые затраты.
Предотвратимые затраты-затраты которые ещё не были осуществлены или которые могут быть аннулированы без потерь.
Невозвратные затраты- затраты которые фирма будет вынуждена осуществлять при новом выбранном ею варианте коммерческой политики. Некоторые из затрат, которые на первый взгляд кажутся невозвратными, на самом деле могут ими и не быть, если мы сумеем добиться их возвратности. Затраты на О.С (здания, сооружения)
Даже здесь могут быть достигнута обратимость затрат, если мы имеем возможность продать активы по цене:
Рр=Рn[(Tн-Ти)/Тн]
Рр- цена реализации ОС
Рn- цена приобретения ОС
Ти- Срок использования ОС
Тн- Нормативный срок использования Ос
Если продажа на таких условиях возможна то недоамортизированная стоимость ОС перестаёт быть невозвратной.
Полностью возвратные- это те средства, которые в сложившихся рыночных условиях могут быть проданы по цене Рр.
Частично невозвратные- это те средства, которые могут быть проданы по цене ниже Рр и этот недобор цены и будет невозвратным.
Полностью невозвратные средства - это те активы, которые вообще неликвидны.
Т.О. при анализе ценовых решений мы должны учитывать только:
1)полностью невозвратные затраты
2) недобор цены при возможной реализации частично возвратных активов.
Предотвратимые затраты это затраты будущего, т.е. их фирме придется осуществить.
Пример, Газовая компания решает снизить цену на заправку газовых баллонов
Затраты будут определяться:
Затратами на добычу газа
Затратами на его сжижение
Затратами на доставку
Это исторические затраты, они определяются уже производственными расходами.
Для целей ценообразования применяются NIFO метод учёта затрат - оценка ресурсов по цене, которую придётся заплатить завтра за восполнение ресурса, потраченного сегодня: