Система цен характеризует взаимосвязь и взаимоотношение различных функций цен, состоит из блоков в качестве которых рассматриваются как конкретные цены так и определённые группы цен. Изменения, внесенные в уровень одной цены, сказываются на уровне других цен. Это объясняется единым процессом формирования затрат на производство, взаимосвязью субъектов рынка между собой и взаимосвязью всех элементов рыночного механизма.
Все виды цен можно подразделить:
1) по характеру обслуживаемого оборота различают оптовые и розничные цены, закупочные цены, сметы стоимости, т.е. цена по которой оплачивается продукция строительства, цены на тарифы и услуги населения (включает цены ЖКХ, частные туристические услуги, бытовые услуги и здравоохранение)
2) в зависимости от государственного воздействия, регулирования и степени конкуренции на рынке выделят:
Фиксированные цены и тарифы - устанавливаются на определенном уровне
Регулируемые цены - устанавливаемые государственными органами управления на продукты и товары.
3) по способу установления выделяют
- твёрдые цены, установленные договорами на определённый срок поставки продукции
-текущие цены могут меняться в рамках одного контракта и зависят от состояния рынка
- подвижная цена зафиксирована с оговоркой, что она может быть пересмотрена к моменту исполнения договора при изменении рыночной цены.
- скользящая цена – устанавливается на товар, требующий длительного изготовления , исчисляется в момент исполнения договора .
- постоянная цена-срок действия не определен и не ограничен.
- сезонная цена- вид закупочной или розничной цены на товар носящей сезон.
- ступенчатая - ряд последовательно снижающихся цен в заранее обусловленный момент времени.
5)по способу получения информации о цене:
Расчётная цена - применяется в договорах, контрактах, обновляется и рассчитывается при каждом новом заказе.
6) в зависимости от – вида рынка, могут быть аукционные цены, цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товара ; устанавливаются в зависимости от соотношения между спросом и предложением.
-биржевые котировки
- цены торгов – цены особой формы специализированной торговли основанной на выдачи заказов на поставку товаров или организацию о работ;
- трансфертные цены применяются при реализации продукции между подразделением одной или нескольких разных фирм , но входящих в одну ассоциацию.
7) по условию поставки и продажи
-цена нетто-цена на месте купли продажи
-цена брутто - определяются с учётом условии купли продажи , т.е вида и размера товарных налогов , наличие и условия скидок, вида «франко», условий страховки и др.
Термин «Франко» означает до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик расходует деньги на транспортировку.
Мировые цены- цены по которым проводятся крупные экспертные и импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли конкретного вида товара. На практике мир цен по сырьевым товарам определяется уровнем цен стран экспортёрами или импортёрами, или ценами бирж. По изделиями производства технического назначения мировые цены определяются ценами ведущих в мире производителей .
Скидки
Скидки - сумма выделяемая продавцом товара различным покупателям с целью расширения рынка сбыта. Скидки используются, как метод «уторгования» во внутренней и внешней торговле.
Существуют следующие виды скидок:
-бонусная представляется постоянному покупателю, если они за определенный период приобретают определённое количество товара.
-сезонная - скидка на сезон
-специальная - предоставляется для покупателей, в которых фирма заинтересована (такие скидки представляют коммерческую тайну)
- сидки за возврат - представляются покупателю при возврате ранее купленного товара.
-дилерская скидка представляется производителями своим постоянным представителям.
-экспортные скидки – представляются продавцами иностранных государств покупателям сверх тех скидок , которые действуют для покупателей на внутреннем рынке.