Предприятию, работающему в рыночных условиях необходимо вырабатывать ценовую стратегию и методы определения цен, руководствуясь которыми оно может эффективно решать поставленные перед ним цели. Таким целями являются:
1. Сохранение стабильного положения на рынке при изменяющейся рентабельности;
2. Расширение доли рынка, на котором предприятие реализует свою продукцию (стремление к лидерству);
3. Максимизация прибыли, повышение уровня рентабельности;
4. Поддержание и обеспечение платежеспособности;
5. Завоевание лидерства среди конкурентов;
6. Расширение экспортных возможностей предприятия
В зависимости от конкретных рыночных условий предприятие может избрать разную ценовую политику: выживания предприятия на рынке в условиях жесткой конкуренции, внедрение новой продукции на рынок, завоевание лидерства.
Предприятию не рекомендуется применять запрещённые законодательством или этикой рынка ценовую политику, т.к. это может повлечь санкции со стороны государственных органов. К запрещенной стратегии относится:
- монополистическое ценообразование, которое обычно направленно на завышение цен, получение сверх прибыли. (Законодательством РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарном рынке» монополистическая деятельность классифицируется как деятельность, связанная с доминирующим положением на рынке).
- применение демпинговых цен классифицируется, как применение цен сознательно заниженных.
- ценообразование на основе соглашения - ограничивающего конкуренцию; согласованные действия могут быть направлены:
А) повышение или понижение и поддержание цен на аукционах и торгах.
Б) установление цен, тарифов, скидок, надбавок.
В) раздел рынка по территориям показателю ограничения доступа на рынок
Г) ценообразование, ведущее к нарушению установленного нормативами показателю, актами порядка повышения цен.
Д) ценообразование, преследующее спекулятивные цели.