Сущность цены развернуто проявляется в ее функциях:
1) измерительная – присущая любому типу экономики. В этой функции цена измеряет в единых признанных денежных единицах стоимость товара, и выражает общественно-необходимые затраты труда на его производство.
2) регулирующая – с помощью цены происходит увязка денежного запроса производителя с ответной реакцией потребителя, т.е. продавца и покупателя Данная функция по-разному действует в разных экономических условиях.
3) распределительная – повышая или понижая цены, мы можем перераспределять доходы и прибыль регионов отраслей, предприятий, отдельных социальных групп, отдельных людей.
4) контрольная – цены переводят материально-вещественные и природные богатства в стоимостные и финансовые показатели, тем самым с помощью цены можно вести учет и контроль сохранения и накопления денежных активов предприятия.
5) плановая
внежных единицах стоимость тов. Внутрифирменное планирование производства, распределение, обмен и потребление продукции в стоимостном выражении невозможно осуществить без анализа влияния цен на планируемые процессы. Немаловажная роль цен также при разработках комплексных, государственных и региональных программ.
6) социальная функция
С помощью этой функции осуществляется изменение рыночных цен, выравнивание, перераспределение доходов и расходов населения, изменение в семейном бюджете, обеспечивается доступность разного вида товаров.
7) стимулирующая присуща как рыночной, так и не рыночной экономике. Цены стимулируют заинтересованность фирм в повышении объема производства и в снижении совокупных издержек. Прибыль непосредственно связана с ценами на факторы производства. Повышение цены стимулирует производство, обеспечивает внедрение современных технологий и передовой техники, а также продукции высокого качества.
Ценообразование– процесс, способ формирования и изменения цен, их уровней, соотношения и структуры. В рыночной и нерыночной экономике процессы ценообразования принципиально различаются т.к. на них воздействуют специфические экономические условия. В рыночной экономике процесс ценообразования направлен на:
1) приближение цен к общественно-необходимым затратам труда на производство продукции;
2) экономическое стимулирование научно-технического процесса (НДП);
3) достижения сбалансированности на рынке между спросом и предложением;
4) создание эквивалентного обмена товарами между городом и сельскими населенными пунктами;
5) повышение уровня жизни населения, решение различных социальных проблем;
6) повышение эффективности внешнеэкономических связей и стимулирование международных отношений.
На протяжении всего жизненного цикла товара цены часто меняются.
В ценовой политике перед фирмой среди основных проблем выявляются 2 проблемы
- на каком уровне нужно устанавливать цены?
- как, когда и почему ее нужно менять?
Устанавливаемая цена должна ориентироваться на максимизацию прибыли.
Основная цель цены – обеспечить прибыль от реализации товара.
Цена – фактор непосредственно влияющий на рентабельность, т.о. цена должна полностью возмещать валовые издержки, также издержки обращения фирмы и приносить прибыль предприятию.