ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Сущность цены была раскрыта на основе теории трудовой стоимости, значительный вклад в ее развитие внесли Адам Смит, Рикардо и К. Маркс. Суть теорий заключалась в том, что цена является денежным выражением стоимости товара, т.е. совокупностью необходимых затрат живого и овеществленного труда. Однако, в противовес этой теории появилась теория, которая отрицает связь между затратами труда и ценой товара на том основании, что цены многих товаров отклоняются от издержек.
Согласно представителям новой теории (Вольрас и Менгер) основой цены служит субъективная полезность товара, т.е. его потребительская стоимость. Цена определяется субъективно покупателем и продавцом и рассматривается, как денежное выражение потребительской стоимости товара. В основе этого направления лежит теория предельной полезности. Третья концепция определения сущности цены, отрицает трудовую и потребительскую теорию и рассматривает цену на основе соотношения спроса и предложения на рынке. В основе этой концепции лежит меновая стоимость, т.е. способность товара быть обменным на определенное количество другого товара или товара-эквивалента – денег. Представители – Джеванс.
Цена является денежным выражением стоимости товара в широком смысле, т.е. трудовой стоимости, потребительской стоимости, и меновой стоимости. Существование 3-х видов стоимости не случайно, т.к. товар это есть продукт, имеющий стоимость, способный удовлетворять ту или иную человеческую потребность, и предназначен для продажи, т.е. в понятии товара заключено диалектическое единство 3-х видов стоимости Цена же является формой существования товара, его мерой.