Ценовая политика предприятия зависит от конкурентной структуры рынка.
Структура рынка — это основные характерные черты рынка, и числу которых относятся: количество и размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства или различия товаров разных фирм, легкость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность; рыночной информации.
Существуют разнообразные варианты сочетания элементов рыночной структуры, другими словами, возможны разные модели рынка. Обычно выделяют следующие типы рынка: совершенная (чистая) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия, монопсония.
Совершенная конкуренция представляет собой «идеальную» (абстрактную) модель рыночной структуры, которая в реальной практике не существует. Таблица 1 - Характерные черты основных моделей рынка
Характерные черты
Совершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция
Чистая конкуренция
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Чистая монополия
Монопсония
Число фирм
Очень много
Много
Несколько
Одна
Много
Число покупателей
Очень много
Много
Много
Много
Один
Тип продукта
Однородный
Разнородный
Разнородный или однородный
Уникальный
Уникальный
Контроль за ценами
Отсутствует
Присутствует, но в довольно узких рамках
Ограниченный взаимной зависи-мостью, значитель-ный при сговоре
Значительный
Ограниченный
Условия вступления в рынок
Отсутствие препятствий
Сравнительно легк ие препятствия
Существенные препятствия
Вступление блокировано
Сравнительно легкие препятствия
Неценовая конкуренция
Отсутствует
Значительный упор на рекламу, торгов знаки, марки и т.д.
Очень типична
Значительный упор на рекламу, связь фирмы с обществ.орг-ми
Рынок чистой конкуренции характеризуется следующими показателями:
• наличием множества фирм, ни одна из которых не может оказать значительного влияния на уровень текущих цен, поскольку каждой принадлежит небольшая доля рынка;
• однородностью и взаимозаменяемостью конкурирующих товаров;
• отсутствием ценовых ограничений
• каждый участник рынка владеет полной информацией о товаре и о рынке
• в действие рыночного механизма нет трений (действуют только законы спроса и предложения и нет вмешательства государства)
• свободный вход (выход) на рынок
Таким образом, в условиях чистой конкуренции ни одна фирма на рынке не играет в ценообразовании заметной роли, а цены складываются под воздействием спроса и предложения. Фирмам приходится ориентироваться на сложившийся уровень цен. Однако и в данной ситуации известны случаи кратковременного воздействия на конъюнктуру рынка. Для этих целей используют стратегию «случайного» снижения цен, суть, которой состоит в установлении максимально высоких цен и последующем их медленном снижении до уровня рыночных. За тот небольшой период, когда цены были высокими, фирме удается продать какое-то количество товаров и тем самым увеличить свой доход.
К рынкам с чистой конкуренцией можно отнести: сельское хозяйство, международный рынок пшеницы, леса, руд цветных металлов.
Рынок монополистической конкуренции состоит из многих фирм, предлагающих свои товары по ценам, колеблющимся в большом диапазоне. Продукция не вполне взаимозаменяема и различается не только по физическим характеристикам, качеству, оформлению, но и по потребительским предпочтениям. Разница между изделиями оправдывает широкий диапазон цен. Рынку монополистической конкуренции присущи три характерные черты:
• острая конкурентная борьба между фирмами;
• дифференциация товаров, выпускаемых фирмами-конкурентами за счет различий как по потребительским свойствам, так и по предоставляемым неодинаковым дополнительным услугам;
• сравнительная легкость проникновения на рынок.
Большую роль при этом играют реклама изделия, присвоение товарам марочных наименований. В условиях монополистической конкуренции фирма определяет цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, устанавливаемые конкурентами, а также собственные издержки производства. При этом используются разные стратегии ценообразования.
Олигополистическая конкуренция возникает между немногими крупными фирмами, товары которых могут быть как однородными и взаимозаменяемыми (сталь, одежда, пластмассы), так и отличными друг от друга (электротехника, автомобили). На такой рынок новой фирме проникнуть крайне сложно.
На рынке чистой монополии господствует только один продавец. Это может быть частная фирма или государственная организация. Используя государственную монополию, можно резко увеличить потребление товара теми группами населения, которые не в состоянии его купить за полную стоимость (цена устанавливается ниже себестоимости), или установить высокую цену для ограничения потреблена продукта.
Частная фирма-монополист сама устанавливает цены на свою продукцию. Дискриминационные цены существуют в разных формах. Их дифференцируют:
• по группам покупателей — разным группам покупателей один и тот же товар или услуга продается по разным ценам (иногда представляется бесплатно);
• по варианту товара или услуги — разные варианты товаров услуг продаются по различным ценам без учета разницы в затратах
• по территориальному принципу — товар реализуется в разны местах и по разным ценам, несмотря на то, что издержки, связанные доставкой, одинаковы;
• по времени — цены на товар и услуги различны по сезонам, месяцам, дням недели и даже времени суток; так, плата за междугородные телефонные переговоры в ночное время ниже, чем в дневное, выходные дни ниже, чем в рабочие. Стратегия множественных цен основана на том, что фирма-монополист назначает для каждой группы покупателей максимально высокую цену.
Монопсония – тип рынка, где много производителей и один покупатель. Покупателем может выступать государство или крупное предприятие.
В реальной экономике не существует ни одного типа рынка в чистом виде. Фирма может одновременно выступить с одним своим товаром на рынке чистой монополии, а с другим — на высококонкурентном рынке; в недрах олигополии возможно появление как монополий, так и свободной конкуренции. Сам по себе анализ типа рынка необходим для определения принципов ценообразования в зависимости от соотношения спроса и предложения.