русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Лекция 8. Антимонопольное регулирование в национальной экономике. Процедура выявления монопольных цен


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 857; Нарушение авторских прав


 

Основные понятия:

монополизм; антимонопольная деятельность государства; государственная монополия; естественная монополия; чрезвычайная монополия; правомерная монополия; доминирующее положение на товарном рынке; монопольно высокая цена; монопольно низкая цена; монопсонически низкая цена; наличие признаков монопольно высоких цен; снижение объемов производства; снижение объемов производства; залоговые ставки; политика «контролируемой свободы цен»; программные контракты; контракты против повышения цен; разрешительные цены; уведомительные цены; местные цены; существенные недостаточные товары и услуги; существенные достаточные товары и услуги; несущественные товары и услуги.

 

Многоуровневый характер монополизации экономики проявляется в монополизме собственности (преобладание государственной собственности), монополизме управления (наличие вертикальных административных систем), монополизации информации как источника власти, монополизации региональных рынков вследствие возведения региональных барьеров.

По своей сути монополизм представляет собой искусственное создание экономически привилегированного положения отдельных субъектов, которое позволяет навязывать своим партнерам и обществу в целом собственные интересы, игнорируя их реальные потребности.

Национальная экономика Беларуси характеризуется значительным числом предприятий-монополистов, наличием административных монополий в виде концернов, ассоциаций, министерств, сохранением монополии государственной собственности, недостаточным развитием малого бизнеса, что затрудняет формирование конкурентной среды.

Средний размер промышленного предприятия по числу занятых в Республике Беларусь в несколько раз превышает западноевропейский, японский и южнокорейский уровни. Так, на одно предприятие в нашей стране приходится в среднем 523 человека. В странах Западной Европы, Японии и Южной Корее – не более 80-90 человек.



В промышленности Республики Беларусь более 45 предприятий и объединений производят 100% продукции (например, Оршанский льнокомбинат, гомельский химический завод, МТЗ и другие). Примерно 300 предприятий из 2300 производят 50% промышленной продукции.

Факторами, усиливающими монополизм в современных условиях, являются сохранение принципиальных характеристик административно-командной системы, материально-финансовая несбалансированность, либерализация цен, протекционизм, практика формального преобразования некоторых министерств в концерны и ассоциации.

В условиях реформирования экономической системы можно выделить следующие слагаемые демонополизации:

v разукрупнение хозяйствующих субъектов;

v преодоление монополизма на региональном уровне;

v гибкая и взвешенная либеральная внешнеэкономическая политика;

v развитие и укрепление рыночной инфрастуктуры;

v совершенствование законодательства.

Таким образом, антимонопольная деятельность государства направлена на поддержку предпринимательства, развитие свободной конкуренции в национальной экономике и затрагивает экономические интересы хозяйствующих субъектов и населения.

Законодательная база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь включает следующие акты:

· Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10 января 2000 г. № 364 – 3;

· Положение об антимонопольном комитете;

· Порядок регулирования цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги) предприятий-монополистов;

· Положение о порядке рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства;

· Методические рекомендации по выявлению монопольных цен, утвержденные приказом министра по антимонопольной политике от 26 июня 1995 г. № 366/12.

На основе вышеуказанной нормативной базы определен Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, областей и г.Минска, см. рис.6.11. В первом разделе находятся естественные монополии, цены на которые устанавливают соответствующие министерства (например, Министерство экономики – цены на нефть, газ, лекарственные препараты, социально значимые продукты питания; Министерство транспорта – цены на грузовые и пассажирские перевозки).

При этом в республике выделяют следующие виды монополий:

· государственная монополиякак система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномоченных субъектов права;

· естественная монополиякак система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), или соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с этим спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары;

· чрезвычайная монополиякак система общественных отношений на товарном рынке по созданию, реализации или потреблению товаров, санкционированная государством на определенный период времени;

· правомерная монополиякак разновидность государственной, естественной или чрезвычайной монополии.

Предприятия из второго раздела реестра находятся в поле зрения антимонопольного комитета Министерства предпринимательства и инвестиций. По установленной форме они обязаны раз в квартал отчитываться по объемам выпуска и реализации в натуральном и стоимостном выражении, рентабельности продукции, реализованной на внутреннем рынке. Специалисты из министерства определяют долю предприятия на рынке в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 634 от 19.10.1992 г. В случае выявления нарушений или установления факта доминирования предприятие попадает в третий раздел Государственного реестра.

Предприятия третьего раздела находятся в сфере ценового регулирования. Это значит, что они должны обосновывать и декларировать в соответствующем органе государственного управления местного или республиканского уровня повышение цены.

Данная схема регулирования цен несовершенна в силу отсутствия необходимой статистической отчетности об общем объеме реализации в республике того или иного товара и малочисленности проверяющих специалистов.

 


 

РАЗДЕЛЫ РЕЕСТРА
I Предприятия естественной монополии II Предприятия, за деятельностью которых ведется наблюдение со стороны антимонопольных органов III Предприятия, в отношении которых применяется государственный контроль и регулирование отдельных параметров
Отрасли производства, в которых минимум издержек в расчете на единицу продукции достигается при сосредоточении производства на единственном предприятии. Если предприятие допустит злоупотребление доминирующем положением, оно исключается из раздела II и включается в раздел III В зависимости от вида и назначения товаров (услуг), выпускаемых предприятием-монополистом, используются следующие методы ценового регулирования: - установление предельного норма-тива рентабельности; - установление предельного уровня цен; - декларирование повышения свободных отпускных цен.
Создание конкуренции путем рассредоточение производства в таких отраслях экономически нецелесообразно.  
Каждый из разделов Реестра содержит два подраздела: республиканский, включающий предприятия-монополисты на республиканском товарном рынке, и местный, состоящий из предприятий-монополистов на местных товарных рынках.

 

Рис. 6.11. Структура Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственные органы ценообразования Республики Беларусь и контроль за соблюдением дисциплины цен | Процедура выявления монопольных цен


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.003 сек.