Под доминирующим положении на товарном рынке, согласно национальному законодательству, понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров (далее - рынок определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, если:
1) доля на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии;
2) доля на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, но при этом уполномоченные республиканские органы государственного управления установили доминирующее положение хозяйствующего субъекта, исходя из соотношения доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке и долей конкурирующих хозяйствующих субъектов (далее - конкуренты) и возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Выявление монопольных цен происходит согласно алгоритму, описанному в Методических рекомендациях по выявлению монопольных цен от 26 июня 1995 г. № 366/12. Согласно рекомендациям под монопольной ценой понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор хозяйствующими субъектами в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью.
Выделяют следующие виды монопольных цен:
v монопольно высокойявляется цена, которая устанавливается с целью получения сверхприбыли и/или компенсации необоснованных затрат за счет ущемления экономических интересов других хозяйствующих субъектов или граждан;
v монопольно низкойявляется цена, которая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам и ограничивает конкуренцию на рынке данного товара;
v монопсонически низкойявляется цена, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, доминирующим на рынке данного товара в качестве покупателя, в целях получения сверхприбыли и/или компенсации необоснованных затрат за счет поставщика.
Признаками монопольно высоких цен могут служить:
1. повышение цены в целях компенсации необоснованных затрат и/или получение сверхприбыли в результате:
- преднамеренного сокращения объемов производства и реализации при наличии устойчивого спроса;
- скрытого уменьшения объемов производства и реализации, под этим подразумевается, как правило, снижение качества продукции при формально неизменной величине выпуска;
2. скрытое повышение цены (неизменность цены при снижении качества) в целях компенсации необоснованных затрат и/или получения сверх прибыли;
3. различные комбинации вышеуказанных признаков, ущемляющие интересы других хозяйствующих субъектов или населения.
Признаками монопольно или монопсонически низких цен могут служить:
1. создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других хозяйствующих субъектов становится экономически невыгодным;
2. покупка продукции по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках, или по ценам, не обеспечивающим продавцу получение прибыли на среднеотраслевом (региональном) уровне или возмещения себестоимости, если это не предопределено рыночной конъюнктуры;
3. не обусловленное конъюнктурой рынка повышение прибыли хозяйствующего субъекта, занимающего в качестве покупателя доминирующее положение на данном товарном рынке (или уровня заработной платы его работников) путем снижения собственных издержек производства (реализации) за счет поставщика.
Признаки монопольных цен могут быть выявлены двумя способами:
- прямой способ как сравнение фактических цен и объемов производства с соответствующими значениями, которые имеются или имелись бы на конкурентном рынке;
- косвенный способ как анализ и сопоставление динамики цен, объемов производства (изменение объемов производства учитываются в натуральном выражении), прибыли, рентабельности, средней заработной платы и других показателей со среднеотраслевыми или региональными показателями.
Обнаружение признаков монопольной цены само по себе не является достаточным доказательством злоупотребления доминирующем положением на рынке, а предполагает проведение дальнейшего экономического анализа.