Розничная цена, по которой товар реализуется населению, предназначена для покрытия издержек, расходов, связанных с продажей продукции населению, и получением прибыли от данного вида деятельности. Розничная цена может быть фиксированной и свободной. Фиксированная ценаустанавливается государственными органами ценообразования (например, на социально-значимую продукцию). Свободная ценаформируется розничным торговым предприятием исходя из отпускной цены предприятия производителя и торговой надбавки, включая оптовую надбавку. Таким образом, розничные цены формируются субъектом хозяйствования исходя из:
· отпускной цены предприятия-производителя или цены импортера без налога на добавленную стоимость;
· оптовой надбавки (при закупке их на территории республики у оптовых поставщиков);
· торговой надбавки (розничной надбавки, которая определяется как разница между торговой и оптовой надбавками), определяемой субъектом хозяйствования исходя из плановых издержек обращения, установленных налогов, неналоговых платежей и прибыли, взимаемой к отпускной цене предприятия-производителя или импортера, но не выше 30 процентов с учетом оптовой надбавки независимо от количества участвующих посредников. Исключение составляют, как уже отмечалось выше, социально-значимые товары, по которым регулирование торговых надбавок осуществляется Министерством экономики Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом.
Розничная надбавка включает следующие части:
1. издержки обращения, состоящие из расходов на оплату труда торговых работников, амортизации основных производственных фондов, расходов на хранение, транспортировку, упаковку продукции, расходов на тару, рекламу, налогов и неналоговых платежей, включаемых в себестоимость, отчислений на социальные нужды, потерь в пределах установленных норм;
2. прибыль, определенной с учетом денежных средств на развитие материально-технической базы (фонд накопления), образование фонда для социальных нужд предприятия (фонд потребления), налогов, отчисляемых с прибыли, взносов на создание резервного фонда;
3. налоги и неналоговые платежи, выделяемые отдельными элементами в структуре цены;
4.отчисления на пополнение собственных оборотных средств, отчисляемые торговыми предприятиями независимо от формы собственности в размере 6% валового дохода, за минусом косвенного налога: в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей, аграрной науки и пользователей автодорог в дорожные фонды (3%).
Алгоритм расчета оптовой и розничной цены включает следующие шаги:
или
где:
ОЦБ/НДС
– отпускная цена предприятия-производителя без НДС;
Опт.Н
– оптовая надбавка;
Опт.Ц Б/НДС
– оптовая цена без НДС;
Опт.Ц
– оптовая цена с НДС;
Роз.Н
– розничная надбавка;
РЦ Б/НДС
– розничная цена без НДС;
РЦ
– розничная цена с НДС;
НДСПР
– НДС предприятия-производителя;
НДСОП
– НДС оптового предприятия;
НДСР
– НДС розничного предприятия.
Пример 1:
На сахар отпускная цена 1.02.2000 г. была установлена без НДС в размере 214 руб., за 1 кг, ставка НДС – 10%, торговая надбавка для предприятий торговли – 10%. При реализации через оптовое звено установленный размер торговой надбавки делится между оптом и розницей по соглашению сторон (сложившееся соотношение – 3% и 7%). Формирование розничных цен с НДС производится в следующем порядке.
Решение:
Сумма НДС, начисленная заводом
21,4 руб. (214 х 10/100)
Сумма оптовой надбавки
6,42 руб. (214 х 3/100)
Отпускная цена с оптовой надбавкой (налоговая база)
220,42 руб. (214 + 6,42)
Сумма НДС, начисленная оптом
22,04 руб. (220,42 х 10/100)
Сумма НДС к уплате оптом
0,64 руб. (22,04 – 21,4)
Сумма торговой надбавки в рознице
14,98 руб. (214 х 7/100)
Розничная цена без НДС (налоговая база)
235,4 руб. (214 + 6,42 + 14,98)
Сумма НДС, начисленная торговлей
23,54 руб. (235,4 х 10/100)
Розничная цена с НДС в торговле
259руб.(235,4 + 23,54 = 258,94)
Сумма НДС к уплате торговлей
1,5 руб. (23,54 – 22,04)
В конечную розничную цену отечественных товаров, (кроме социально значимых по Перечню утвержденному Советом Министров Республики Беларусь) включается налог с продаж до 5%; импортных товаров до 15% розничной цены с НДС:
или
Роз.Ц – розничная цена с НДС без включения налога с продаж;
Роз.Ц С/ПР – розничная цена, включая налог с продаж;
Ст.НПР– ставка налога с продаж;
Нпр - сумма налога с продаж (руб.).
Как уже отмечалось выше, для продукции, продающейся по фиксированным ценам, роль торговой надбавки выполняет скидка, предоставляемая предприятием-производителем с розничной цены для того, чтобы обеспечить получение дохода для оптового и розничного предприятий при продаже данных видов продукции.
Алгоритм расчета оптовой и розничной цены при предоставлении скидки включает следующие шаги:
где:
РЦФ – фиксированная розничная цена;
СкПР – скидка, предоставляемая с фиксированной цены предприятием-производителем;
СкОП – размер скидки для оптового звена;
СкР – размер скидки для розничного предприятия.
Пример2:
Расчет цены на табачные изделия, учитывая торговую скидку. Допустим, прейскурантная розничная цена (фиксированная) на сигареты утверждена на уровне 728 руб. за пачку. Торговая скидка – 14%, ставка НДС – 15,25% (18%/118%).
Фиксированная цена включает НДС и торговую скидку, не включает только налог с продаж, ставка которго определяется местными органами власти.
Решение:
Сумма торговой скидки
101,92 руб. (728 х 14/100)
Отпускная цена завода (розничная за вычетом торговой скидки)
626,08 руб. (728 – 101,92)
Сумма НДС, начисленная заводом
95,48 руб. (626,08 х 15,25/100)
Сумма НДС, начисленная магазином
111,02 руб. (728 х 15,25/100)
Сумма НДС к уплате магазином
15,54 руб. (111,02 – 95,48)
Расчет продажной цены в торговле:
Местный налог с продаж
5%
Розничная цена с налогом с продаж
764,4 руб. (728 х 105/100=764,4)
или сумма налога с продаж
36,4 (728х 5/100=36,4)
и розничная цена с налогом с продаж
764,4руб. (728+36,4=764,4)
Розничная цена с учетом округления
760 руб. (до 10 рублей)
По товарам, которые не пользуются спросом, производится уценка. При согласовании конечных розничных цен уценка производится за счет производителя и торгового предприятия с распределением суммы уценки по соглашению сторон, а при не достижении согласия 50%:50%. При поставке предприятием-изготовителем товаров по ценам, не согласованным с торговым предприятием, уценка осуществляется за счет производителя.