Предприятия розничной и оптовой торговли нацелены на получение дохода от своей деятельности и максимизацию размера прибыли. Следовательно, должно существовать обоснование размеров торговых надбавок или скидок с точки зрения достижения этой цели. Завышение их размеров, с одной стороны, может привести к трудностям с реализацией товара, снижению оборачиваемости средств (при высоких темпах инфляции это снижение реальной стоимости денежных средств), недополучение прибыли, с другой стороны, их предельный уровень ограничен законодательно. В условиях рыночных отношений субъекты хозяйствования сталкиваются с необходимостью принятия решений по реализации тех или иных товаров с учетом их прибыльности и степени риска. Целесообразность каждой сделки следует оценивать с позиций внутренних возможностей и целей предприятия с учетом издержек обращения, связанных с реализацией товара, оценки объема продаж, определения прибыли и рентабельности реализации той или иной продукции.
Использование затратного подхода при определении цены торговых услуг с помощью прямого счета возможно, но зачастую не дает четкой картины и приводит к образованию товарных запасов. Предпочтительным для оценки целесообразности сделки при закупке и реализации каждой конкретной партии товара на основе обратного счета, суть которого была изложена в главе 4. Такой подход дает возможность, ориентируясь на желаемую прибыль (среднюю норму рентабельности), оценить эффективность каждой закупки.
Алгоритм обоснования рентабельности продажи товара розничным предприятием по данной цене включает следующие шаги:
Валовый доход - это реализованная торговая надбавка или разница между продажной и покупной ценой товара.
В торговле рентабельность определяется как отношение прибыли к товарообороту (выручке).
где:
ВД - валовый доход розничного предприятия;
Фоб.ср.(6%) - отчисления на пополнение собственных оборотных средств.
НДСР – НДС розницы к уплате.
Изд.Обр – издержки обращения в торговле;
Фр/н - республиканский фонд поддержки с/х производителей ;
НР - норма рентабельности.
Роз.Н; Опт.Н - розничная и оптовая надбвка.
Пример:
Используя обратный счет, необходимо оценить целесообразность реализации изделия магазином розничной торговли по розничной цене 1950 рублей за единицу. Торговая надбавка – 30%. В поставке товара принимает участие посредник, оптовая надбавка – 10%. Издержки реализации единицы продукции – 120 рублей, НДС – 18%, республиканский фонд поддержки сельхоз.производителей -3%. Магазин оставляет на пополнение собственных оборотных средств 6% валового дохода. Средняя норма рентабельности (НР), сложившаяся на предприятии, – 3,2%.
Контрольные вопросы к теме №5:
1. Структура оптовой и розничной цены.
2. Механизм их расчета оптовой цены с учетом действующего налогового законодательства.
3. Механизм расчета розничной цены с учетом действующего налогового законодательства.
4. Обоснование рентабельности при продаже продукции оптовым звеном.
5. Обоснование рентабельности при продаже розничным предприятием.
6. Скидка в розничной цене. Анализ целесообразности реализации продукции розничным магазином.